Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения - Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша - натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности. Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей. Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд». Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова. Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком. Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы. Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».
Место действия комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" - небольшой уездный город N. Его точное название не упоминается. Город N не случайно не назван, а просто обозначен буквой. "N" означает, что практически любой уездный город город России гоголевских времен мог стать местом действия похожей комедии. Как писал Гоголь, "в "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем". Уездный город Эн, таким образом - место, где в преувеличенном виде собрались все пороки, присущие России тех лет. Казнокрадство, взяточничество и произвол власть имущих - вот неполный список того, что в городе Эн цветет пышным цветом. В городе ждут приезда ревизора. Собственно, с известия о его скором приезде и начинается комедия. О состоянии дел в городе мы узнаем из реплик разных персонажей. Из них становится понятно, что в городе N творится беспорядок. Город грязен ("… я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору"."… На улицах кабак, нечистота!"). В городе постоянно нарушается закон (" В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии!"). Больницы, богоугодные заведения, полиция, суд, почта - куда ни глянь, всюду беспорядок ипроизвол. Чиновников проблемы города совершенно не интересуют, их заботит одна проблема: как произвести хорошее впечатление на ревизора, чтобы он написал благоприятный отчет. Чиновникам нужно показать себя с лучшей стороны, убедить ревизора в том, что деньги, которые им давались на благоустройство города и прочие нужды, потрачены именно на это, а не разворованы (как на самом деле). И чиновники стараются изо всех сил. При этом никто не делает попыток исправить хоть что-то - хотя бы мусор убрать. Нет, они стараются повлиять на ревизора, давая ему взятки. Взяточничество вообще воспринимается как данность. Все берут взятки и все их дают. Так было до приезда ревизора (и Хлестакова, и настоящего, сообщением о появлении которого комедия завершается), так, похоже, будет и после его отъезда. Чиновники города N не изменятся, сколько бы ревизоров к ним ни приехало бы.
Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».