Заглавие поэмы символично (см. Словарик, ст. Символ) и содержит множество значений.
II. Главная часть
Словосочетание «мертвые души» парадоксально, потому что душа бессмертна. Самое простое значение: «мертвыми душами» назывались крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на самом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей, для которой бумага важнее человека. Эта мертвенность, равнодушие к живому человеку проявляется у чиновников не только в провинции, но и в Петербурге («Повесть о капитане Копейкине»). Чичиков торгует мертвыми душами, но его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно неодушевленные, мертвые вещи. В крепостной России крестьянин, по словам А.Н. Радищева, «в законе мертв» — в этом еще один, трагический, смысл заглавия. В то же время оказывается, что душа крестьянина, мужика — подлинно живая, он и думает, и чувствует (Селифан, беглые Плюшкина, крестьяне села Вшивая Спесь), и мастер на все руки (плотник Степан Пробка, каретник Михеев, кирпичник Милушкин и др.), обладает «живым и бойким русским умом», он создал неповторимое, живое русское слово. Не случайно даже о мертвых мужиках помещики и чиновники, в том числе и Чичиков, говорят как о живых. В живой душе народа — живая душа России. Между тем у тех, кто продает и покупает живые и мертвые души, кто ими владеет и оформляет на них купчие крепости, — у помещиков и чиновников действительно мертвые души, в которых нет ни благородства, ни честности, ни духовных запросов, ни творчества, Про Собакевича Гоголь говорит: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где- то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». Про прокурора: «…увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал». III. Заключение
Заглавие «Мертвые души» — особый художественный образ , по-своему отражающий противоречивую картину русской жизни.
Заглавие поэмы символично (см. Словарик, ст. Символ) и содержит множество значений.
II. Главная часть
Словосочетание «мертвые души» парадоксально, потому что душа бессмертна.
Самое простое значение: «мертвыми душами» назывались крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на самом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей, для которой бумага важнее человека. Эта мертвенность, равнодушие к живому человеку проявляется у чиновников не только в провинции, но и в Петербурге («Повесть о капитане Копейкине»).
Чичиков торгует мертвыми душами, но его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно неодушевленные, мертвые вещи. В крепостной России крестьянин, по словам А.Н. Радищева, «в законе мертв» — в этом еще один, трагический, смысл заглавия.
В то же время оказывается, что душа крестьянина, мужика — подлинно живая, он и думает, и чувствует (Селифан, беглые Плюшкина, крестьяне села Вшивая Спесь), и мастер на все руки (плотник Степан Пробка, каретник Михеев, кирпичник Милушкин и др.), обладает «живым и бойким русским умом», он создал неповторимое, живое русское слово. Не случайно даже о мертвых мужиках помещики и чиновники, в том числе и Чичиков, говорят как о живых. В живой душе народа — живая душа России.
Между тем у тех, кто продает и покупает живые и мертвые души, кто ими владеет и оформляет на них купчие крепости, — у помещиков и чиновников действительно мертвые души, в которых нет ни благородства, ни честности, ни духовных запросов, ни творчества, Про Собакевича Гоголь говорит: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где- то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». Про прокурора: «…увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».
III. Заключение
Заглавие «Мертвые души» — особый художественный образ , по-своему отражающий противоречивую картину русской жизни.