"Чему смеетесь? Над собой смеетесь!" - горько говорит городничий в своем финальном монологе, обращаясь к зрительному залу. Этими словами Николай Васильевич Гоголь, автор бессмертной комедии "Ревизор", еще раз подчеркивает, что его комедия - обо всех нас. Впервые поставленная почти двести лет назад - в 1836 году - она до сих пор не утратила своей актуальности.
И действительно: когда мы смеемся над вертопрахом Хлестаковым и гоголевскими чиновниками, принявшими его за важную персону, мы смеемся над собой. Вернее, над качествами, которые могут быть свойственны любому из нас в той или иной мере. Другое дело, что у персонажей комедии Гоголя эти качества преувеличены, утрированны. Если уж взяточник и казнокрад, то убежденный. Если уж врет, то так, что сам себе верит - и ему верят. Гоголевские персонажи говорят вслух то, что зрители сказать постесняются.
Герои комедии смешны именно потому, что напоминают нам реальных людей - примерно как шарж, нарисованный с реального человека, похож на свой прототип. Уездный город, где происходит действие комедии, не имеет названия и условно обозначен латинской буквой N. То есть события могли произойти абсолютно в любом российском уездном городе. Любом из тысяч.
Поэтому городничий прав: смеясь над ним, а также над другими героями гоголевской пьесы, мы смеемся над собой.
1.Первая новелла "Тамань" - единый рассказ о происшествии, приключившемся с героем. В ней намечены основные мотивы всего "журнала": стремление Печорина к активным действиям; "любопытство", толкающее его ставить "эксперименты" над собой и окружающими, вмешиваться в дела, до него не касающиеся; его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение. И - главное! - стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. Мы еще не понимаем, зачем ему это надо, но нам уже яснее становится его поведение в истории с Бэлой. Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. Загадочность — один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина. Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения.
"Чему смеетесь? Над собой смеетесь!" - горько говорит городничий в своем финальном монологе, обращаясь к зрительному залу. Этими словами Николай Васильевич Гоголь, автор бессмертной комедии "Ревизор", еще раз подчеркивает, что его комедия - обо всех нас. Впервые поставленная почти двести лет назад - в 1836 году - она до сих пор не утратила своей актуальности.
И действительно: когда мы смеемся над вертопрахом Хлестаковым и гоголевскими чиновниками, принявшими его за важную персону, мы смеемся над собой. Вернее, над качествами, которые могут быть свойственны любому из нас в той или иной мере. Другое дело, что у персонажей комедии Гоголя эти качества преувеличены, утрированны. Если уж взяточник и казнокрад, то убежденный. Если уж врет, то так, что сам себе верит - и ему верят. Гоголевские персонажи говорят вслух то, что зрители сказать постесняются.
Герои комедии смешны именно потому, что напоминают нам реальных людей - примерно как шарж, нарисованный с реального человека, похож на свой прототип. Уездный город, где происходит действие комедии, не имеет названия и условно обозначен латинской буквой N. То есть события могли произойти абсолютно в любом российском уездном городе. Любом из тысяч.
Поэтому городничий прав: смеясь над ним, а также над другими героями гоголевской пьесы, мы смеемся над собой.
Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. Загадочность — один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина. Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения.