Семья испытывала большие трудности. сначала заболел муж (брюшной тиф), долго тяжело болел и потерял работу. семья начала бедствовать. муж никак не мог найти работу.умерла дочка. сейчас умирала вторая,а денег на лечение не было. никто из тех,к кому жена обратилась за ,не . от безысходности муж ушел из дома,пришел в общественный сад,сел на скамейку и начал думать о самоубийстве. в это время к нему подсел незнакомец,сказал о том,что вечер хорош,что он купил знакомым подарки к рождеству. мерцалов (доведенный до отчаяния) возмутился и сказал,что у него умирает ребенок,а денег на лечение нет.незнакомец оказался доктором. он пришел в дом к мерцалову, посмотрел девочку,выписал лекарство,дал денег, чтобы их купить и ушел.позднее обнаружили еще оставленные доктором деньги. только в аптеке мерцалов узнал фамилию доктора. это был пирогов. с тех пор произошло чудо. отец нашел работу, старших сыновей устроили в гимназию. в семью пришла благодать.
Данный фрагмент – есть последний монолог Чацкого и развязка основного конфликта пьесы. Она показывает трагизм сложившейся ситуации в доме Фамусова. Чацкий осознает, что Софья выбрала не его, а Молчалина. Он восклицает: «А вы! О боже мой! кого себе избрали?». Чацкий, не скрывая презрения к фамусовскому обществу, обличает действительность московской жизни. Он буквально насмехается над тем, кого выбирают себе девушки в мужья и особенно недоумевает над выбором Софьи: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей». Казалось бы, «фамусовское общество» одерживает окончательную победу над Чацким, его свежими, "заграничными" взглядами и идеями: молодого человека объявляют сумасшедшим, и ему не остаётся ничего больше, кроме как незамедлительно уехать из Москвы, бежать с «места поражения» в полном одиночестве, по сути изгнанному и исключённому из общества.
Данный фрагмент – есть последний монолог Чацкого и развязка основного конфликта пьесы. Она показывает трагизм сложившейся ситуации в доме Фамусова. Чацкий осознает, что Софья выбрала не его, а Молчалина. Он восклицает: «А вы! О боже мой! кого себе избрали?». Чацкий, не скрывая презрения к фамусовскому обществу, обличает действительность московской жизни. Он буквально насмехается над тем, кого выбирают себе девушки в мужья и особенно недоумевает над выбором Софьи: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей». Казалось бы, «фамусовское общество» одерживает окончательную победу над Чацким, его свежими, "заграничными" взглядами и идеями: молодого человека объявляют сумасшедшим, и ему не остаётся ничего больше, кроме как незамедлительно уехать из Москвы, бежать с «места поражения» в полном одиночестве, по сути изгнанному и исключённому из общества.