"Провинциальные анекдоты" можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга - переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами.
«Провинциальные анекдоты» (1968) состоят из двух отдельных одноактных пьес - «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», написанных в разное время и по разному поводу. Объединяет их только место действия-все та же провинция, но теперь уже - самая «глухая», «тихий омут», где водятся, согласно русской сказке (анекдот ведь род сказки), не только всякая людская «нечисть» вроде администратора гостиницы Калошина, героя первого анекдота, но где можно встретить и Ангела, спустившегося с Неба, чтобы напомнить людям о Его (то есть Неба) присутствии в их жизни, - героя второго анекдота.
«История с метранпажем» (1968 г.) написана, конечно, под вдохновляющим влиянием гоголевского «Ревизора». Но тут дело не в ученическом заимствовании у классика (Вампилов был врожденным драматургом и с самого начала шел своей дорогой), а в продолжении существования тех условий нашей государственной и гражданской жизни, которые и поныне рождают и новых администраторов типа Сквознина - Дмухановского, абсолютных властелинов своей вотчины, и новых «ревизоров», их мнимых врагов.
Вампилов в своем провинциальном бюрократе Калошине сумел дать исчерпывающий портрет настоящего бюрократа, обнажив всю его внутреннюю сущность.
Только перед самой смертью, герой возвращается к самому себе, он понимает, что « Пропала моя жизнь... А кто виноват? Метранпаж виноват?.. Жена новая виновата?.. Нет, Борис. Сам я виноват... Сам во всем виноват».
«История с метранпажем» закономерна в творчестве Вампилова. Драматург не мог не написать пьесы об администраторе-бюрократе, ибо бюрократ - центральная фигура той господствующей системы жизни, которую с самого начала, с первой пьесы отверг драматург устами своих молодых героев.
Порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и - в самую суть жизни общества, народа в целом.
Вампилов так и делает. Во второй пьесе - «Двадцать минут с ангелом» (1962 г.) он берет банальнейшую ситуацию - добывание в незнакомом городе трешки на опохмелку пропившимися в пух и прах командированными - шофером Анчугиным и экспедитором «толкачом» Угаровым- и раскручивает ее до вселенских масштабов, до гамлетовского «быть или не быть» на земле, в людских сердцах Человечности, то есть Добру, как таковому, Любви, как таковой, Благородству, Милосердию, ибо от этого зависит само существование людей.
«Вы хотите, чтобы чудо на самом деле существовало, вы хотите, чтобы в самом деле были добро ради добра, бескорыстная любовь. Но никогда они являются вам, вы не хотите в них поверить, чтобы, поверив, принять их как свой закон жизни», - говорит Вампилов своей пьесой.
В "Двадцати минутах", при всей напряженности интриги и яркости персонажей, не было ни характеров, ни движения драматического действия, ни, так сказать, социальных корней происходящего. Было только напряжение скотства, которое толкало героев на немыслимые поступки, некая почти внеположенная ситуации, стихия дикости.
Более того, трагикомическое представление в двух частях" позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: "Утиной охоте" и " летом в Чулимске".
"Провинциальные анекдоты" можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга - переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами.
«Провинциальные анекдоты» (1968) состоят из двух отдельных одноактных пьес - «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», написанных в разное время и по разному поводу. Объединяет их только место действия-все та же провинция, но теперь уже - самая «глухая», «тихий омут», где водятся, согласно русской сказке (анекдот ведь род сказки), не только всякая людская «нечисть» вроде администратора гостиницы Калошина, героя первого анекдота, но где можно встретить и Ангела, спустившегося с Неба, чтобы напомнить людям о Его (то есть Неба) присутствии в их жизни, - героя второго анекдота.
«История с метранпажем» (1968 г.) написана, конечно, под вдохновляющим влиянием гоголевского «Ревизора». Но тут дело не в ученическом заимствовании у классика (Вампилов был врожденным драматургом и с самого начала шел своей дорогой), а в продолжении существования тех условий нашей государственной и гражданской жизни, которые и поныне рождают и новых администраторов типа Сквознина - Дмухановского, абсолютных властелинов своей вотчины, и новых «ревизоров», их мнимых врагов.
Вампилов в своем провинциальном бюрократе Калошине сумел дать исчерпывающий портрет настоящего бюрократа, обнажив всю его внутреннюю сущность.
Только перед самой смертью, герой возвращается к самому себе, он понимает, что « Пропала моя жизнь... А кто виноват? Метранпаж виноват?.. Жена новая виновата?.. Нет, Борис. Сам я виноват... Сам во всем виноват».
«История с метранпажем» закономерна в творчестве Вампилова. Драматург не мог не написать пьесы об администраторе-бюрократе, ибо бюрократ - центральная фигура той господствующей системы жизни, которую с самого начала, с первой пьесы отверг драматург устами своих молодых героев.
Порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и - в самую суть жизни общества, народа в целом.
Вампилов так и делает. Во второй пьесе - «Двадцать минут с ангелом» (1962 г.) он берет банальнейшую ситуацию - добывание в незнакомом городе трешки на опохмелку пропившимися в пух и прах командированными - шофером Анчугиным и экспедитором «толкачом» Угаровым- и раскручивает ее до вселенских масштабов, до гамлетовского «быть или не быть» на земле, в людских сердцах Человечности, то есть Добру, как таковому, Любви, как таковой, Благородству, Милосердию, ибо от этого зависит само существование людей.
«Вы хотите, чтобы чудо на самом деле существовало, вы хотите, чтобы в самом деле были добро ради добра, бескорыстная любовь. Но никогда они являются вам, вы не хотите в них поверить, чтобы, поверив, принять их как свой закон жизни», - говорит Вампилов своей пьесой.
В "Двадцати минутах", при всей напряженности интриги и яркости персонажей, не было ни характеров, ни движения драматического действия, ни, так сказать, социальных корней происходящего. Было только напряжение скотства, которое толкало героев на немыслимые поступки, некая почти внеположенная ситуации, стихия дикости.
Более того, трагикомическое представление в двух частях" позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: "Утиной охоте" и " летом в Чулимске".