Приехав в Москву, Николенька чувствует, что с ним произошли перемены. Сердце мальчика теперь не только отзываться на собственные беды, но и на несчастья других людей. Он сопереживать и сочувствовать. Николенька понимает страдания бабушки, пережившей смерть своей любимой дочери, радуется, что смог простить брата после глупой ссоры. Также его поражает то что, двадцатипятилетняя горничная Маша вызывает в нем какое-то трепетное чувство, необъяснимое волнение. Мальчик считает себя очень некрасивым и завидует приятной внешности Владимира. Он старается убедить себя, что внешняя красота не может составить всего счастья жизни. Хотя убеждения эти безуспешны, и мальчика все чаще посещают мысли о городом одиночестве, на которое, как он считает, уже обречен. Бабушке сообщают о том, что мальчики играют с порохом, однако это всего лишь безобидная свинцовая дробь. Бабушка уверена, что Карл Иваныч уже стар и недостаточно следит за детьми, требует найти нового хорошего гувернера. Николеньке очень тяжело расставаться со своим воспитателем. Новым гувернером становится француз, с которым мальчик не может поладить, часто позволяет себе дерзить. Он убежден в том, что жизненные обстоятельства действуют против него. Мальчик по непонятной ему самому причине пытается открыть портфель отца и ломает ключик. Теперь он уверен, что всё против него, ударяет гувернера. На вопрос Володи о том, что с ним происходит, Николенька кричит, что все кажутся ему отвратительными. Мальчик заперт в чулане, его обещают высечь розгами. Николенька чувствует себя страшно униженным, а после заточения просит прощения у отца. С мальчиком случаются конвульсии, и все опасаются за его здоровье. Проспав двенадцать часов, он чувствует себя гораздо лучше, ему приятно, что все за него переживают. Мальчик чувствует себя все более одиноким. Часто размышляет в уединении. Он замечает грубые отношения портного Василия и Маши, не понимает, как они Могут считать это любовью. Николенька очень часто сам путается в своих открытиях, много размышляет. Владимир поступает в университет. Николенька очень рад за него, но завидует тому, что брат стал совсем взрослым. Мальчик замечает, что у отца к старости появляется какая-то особенная нежность к детям. Он переживает из-за смерти бабушки, и разговоры о ее наследстве кажутся ему просто оскорбительными. Через несколько месяцев Николенька готовится поступать в университет. Он хорошо учится и планирует продолжить свое образование на математическом факультете. Склонность к бездеятельному умствованию мальчик считает главным недостатком отрочества и изо всех сил старается от него избавиться, так как понимает, что в жизни это может принести много вреда. Владимира часто посещают его друзья: студент Дмитрий Нехлюдов и адъютант Дубков. С Дмитрием Николенька общается все чаще и чаще, они становятся друзьями. Общаясь с другом, Николенька приходит к мысли, что необходимо самосовершенствоваться и таким образом исправлять все человечество. Это важнейшее открытие мальчик считает началом своей юности.
До чего же я не люблю писать сочинения! Это очень трудоемкийй процесс. Сначала надо собрать материал на заданную тему. Для этого я должна прочитать несколько книг и найти подходящие слова, чтобы выписать их. Затем надо написать план или канву, придумав идею, как раскрыть тему сочинения. Еще хочется найти подходящий эпиграф. Я завела отдельную записную книжку и выписываю туда "умные мысли", которые вычитала из книг и которые мне очень понравились. Когда все готово, я не спешу сесть за работу, так как хочется, чтобы материал как-то уложился в голове. Гуляю на улице, прибираюсь или готовлю еду, обдумывая свое сочинение. Наконец, когда сажусь за работу, пишу на одном дыхании, перечитываю, исправляю, редактирую. И, наконец, влюбляюсь в свое произведение. Ура! Сочинение готово! "Почему же я не хотела его писать? " - удивляюсь я. ИлиЯЯ пишу сочинения по разному, иногда думаю долго иногда ищу свою музу, смотря на тему сочинения. Пишу, потом перечитываю несколько раз, потом опять. Как только ко мне приходит мысль, сразу, что бы она не ушла отображаю на бумаге. Конечно, когда тема сложная представляю себе каждое предложение, как картинку.. . Когда я заканчиваю работу над сочинением, проверяю орфографические ошибки. И вот, сочинение ГОТОВО. можешь дополнить если чего не хватает. пишу сочинения по разному, иногда думаю долго иногда ищу свою музу, смотря на тему сочинения. Пишу, потом перечитываю несколько раз, потом опять. Как только ко мне приходит мысль, сразу, что бы она не ушла отображаю на бумаге. Конечно, когда тема сложная представляю себе каждое предложение, как картинку.. . Когда я заканчиваю работу над сочинением, проверяю орфографические ошибки. И вот, сочинение ГОТОВО. можешь дополнить если чего не хватает.