Написать сочинение - миниатюру по стихотворению о природе по плану. План анализа стих.:1 Общее впечатление. 2. Построение (строки, строфы, синтаксис).3.Зрительные, слуховые образ их создания.4. Настроение лирического героя.5. Мысли и чувства читателя.
дуэль гринева и швабрина в романе "капитанская дочка" является одним из самых волнительных и напряженных эпизодов. сослуживцы петр гринев и швабрин встречаются на дуэли два раза. первая дуэль, едва начавшись, прерывается старым офицером иваном игнатьичем. вторая дуэль гринева и швабрина все-таки имеет место. швабрин ранит гринева шпагой. гринев несколько дней лежит без сознания. вскоре он выздоравливает и даже прощает своего противника швабрина.
причиной дуэли петра гринева и швабрина является капитанская дочка марья миронова. когда-то марья отказала швабрину выйти за него замуж. самолюбивый швабрин не может ей простить этого. он завидует гриневу, что марья хорошо относится в нему. обозленный швабрин оскорбительно говорит о марье. гринев ставит швабрина на место и оскорбляет его. в ответ швабрин вызывает гринева на дуэль.
первая попытка (несостоявшаяся дуэль):
" другой день в назначенное время я стоял уже за , ожидая моего противника. вскоре и он явился. «нас могут застать, – сказал он мне, – надобно поспешить». мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. в эту минуту из‑за скирда вдруг появился иван игнатьич и человек пять инвалидов. он потребовал нас к коменданту. мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за иваном < > мало‑ буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать. палашка принесла нам наши шпаги. мы вышли от коменданта по‑видимому примиренные. < > швабрин и я остались наедине. «наше дело этим кончиться не может», – сказал я ему. «конечно, – отвечал швабрин, – вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. несколько дней нам должно будет притворяться. до свидания! » и мы расстались, как ни в чем не бывали.
вторая попытка (дуэль у реки): " другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, швабрин постучал под моим окошком. я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «зачем откладывать? – сказал мне швабрин, – за нами не смотрят. сойдем к реке. там никто нам не помешает». мы отправились молча. спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. я оглянулся и увидел савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… в это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился "
перемирие после дуэли: " швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления < > швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. в клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного " это было описание дуэли гринева и швабрине в романе "капитанская дочка" пушкина
образ солдата в стихотворении м. ю. лермонтова «бородино» .
впервые в поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему оценку.
обратимся к содержанию.
в стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват» . бородинская битва описана «изнутри» , самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем , вершителем судеб россии и европы.
обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
ну, ж был денек! сквозь дым летучий
французы двинулись, как тучи
и все: на наш редут
изведал враг в тот день не мало,
что значит - бой удалый,
наш рукопашный бой!
несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения
вам не видать таких сражений! .
носились знамена, как тени,
в дыму огонь блестел,
звучал булат, картечь визжала,
рука бойцов колоть устала,
и ядрам пролететь мешала
гора кровавых тел.
сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («забил снаряд я в пушку туго») .
предположительно, рассказчик находился на батарее генерала н. н. раевского. но почему лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»чужие изорвать мундиры о штыки») ? это можно объяснить тем, что лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за родину свою» . своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
да, были люди в наше время
не то, что нынешнее племя:
богатыри - не вы!
человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
не будь на то господня воля,
не отдали б москвы!
вторгшийся в россию враг горд, самоуверен, надменен. напротив, защитник отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
но тих был наш бивак открытый:
кто кивер чистил весь избитый,
кто штык точил, ворча сердито,
кусая длинный ус.
солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: «как наши братья умирали! » и приносят победу:
что тут хитрить, , к бою;
уж мы пойдем ломить стеною,
уж постоим мы головою
за родину свою!
любовь к родине человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
в стихотворении «бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. от имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников отечества. не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так лермонтов передает важнейшее свойство национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.
вкладывая рассказ о бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. победа в войне 1812 г – заслуга народа. патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.