Сюжет "Метели", написанной Александром Пушкиным в 1830 году, который стал известен в истории отечественной литературы под названием эпохой "Болдинской осени" (вынужденное заточение поэта в своем имении на время холерного карантина очень результативно сказалось на творчестве и ознаменовалось написанием множества гениальных произведений) по сути, является ходившим в те времена анекдотом об одной провинциалке.
Семнадцатилетняя девица Марья Гавриловна Р. была влюблена в некоего молодого человека, однако по причине своей бедности, ее избранник был отвергнут родителями девушки. Молодых людей это не остановило, и они решают наперекор воле предков убежать из дому, чтобы тайно повенчаться. Судьба жестоко вмешивается в их планы, когда разбушевавшаяся метель мешает осуществить задуманное и допускает ошибку, в результате которой становятся несчастными три человека.
Пушкин написал этот образец лаконичной прозы всего за один день. Ну, а композитору потребовалось для создания музыки к этому произведению гораздо больше времени. В 1964 году Свиридов написал ее как музыкальное сопровождение к новому фильму В. Басова, основанному на сюжете пушкинской повести, а в 1973 году автор музыки решился на переделку и объединил отдельные музыкальные эпизоды, прозвучавшие в фильме, в одну самостоятельную сюиту. Первое исполнение произошло в 1974 году.
Новое произведение было названо "Музыкальными иллюстрациями" к одноименной повести Пушкина, и состояло из девяти частей. Примечательно, что между отдельными номерами прослеживается связь, в том числе зеркальная структура 1-ой и 9-ой, а также 2-ой и 8-ой частей, которые связаны между собой тематически. Музыкальный материал заключительных эпизодов сюиты звучит как некое воспоминание (в частности, 2-й раздел носит название "Вальс", а 8-й так и называется - "Отзвуки вальса").
А обрамляющие всю сюиту 1 и 9 части (Соответственно, "Тройка" и "Зимняя дорога") вводят слушателя в атмосферу зимнего пейзажа, рисуя образ, на фоне которого и развиваются события повести. Возвращение образа дороги навевает ассоциации с мимолетным рассказом, услышанным в пути.
Георгий Свиридов при написании музыки задался целью воссоздать картину провинциальной России времен Пушкина и в ней отсутствует ирония, которая есть в значительной мере в литературном первоисточнике. Опоэтизированное изображение небогатых усадеб и маленьких городков с их милыми традициями и спокойной, размеренной жизнью нашли музыкальное отображение в незатейливой простоте "домашних" вальсов, романсовости и перезвоне бубенцов ямщицких лошадей.
Раздел 7-й - один из самых лаконичных в составе сюиты. Хоральная фактура без аккомпанемента передает атмосферу крошечной церквушки, в которой происходит венчание. Это нежно-таинственное звучание прерывается мощными оркестровыми ударами, напоминающими бетховенские "удары судьбы".
В качестве единственного резко контрастирующего момента введен "Военный марш" (№6). Он не только противопоставляется четкими ритмами, низким регистром и громогласным звучанием остальным лирически-романсовым и пасторальным номерам, но и выполнен в слегка пародийной форме с преувеличенными интонациями (по всей видимости, это единственный эпизод, посвященный характеристике жениха). Помимо всего вышеперечисленного, резкий контраст представляет аранжировка "Марша". В духе классических военных и парадно-маршевых произведений, он исполняется сугубо духовой и ударной группами. Практически на протяжении всего номера деревянные и медные духовые звучат tutti, что придает мощности.
Отдельно следует отметить номер третий, построенный из двух крошечных миниатюр, дополняющих друг друга по образности. "Весна и осень" поочередно рисуют картины сельской природы в соответствующие временные отрезки.
Семнадцатилетняя девица Марья Гавриловна Р. была влюблена в некоего молодого человека, однако по причине своей бедности, ее избранник был отвергнут родителями девушки. Молодых людей это не остановило, и они решают наперекор воле предков убежать из дому, чтобы тайно повенчаться. Судьба жестоко вмешивается в их планы, когда разбушевавшаяся метель мешает осуществить задуманное и допускает ошибку, в результате которой становятся несчастными три человека.
Пушкин написал этот образец лаконичной прозы всего за один день. Ну, а композитору потребовалось для создания музыки к этому произведению гораздо больше времени. В 1964 году Свиридов написал ее как музыкальное сопровождение к новому фильму В. Басова, основанному на сюжете пушкинской повести, а в 1973 году автор музыки решился на переделку и объединил отдельные музыкальные эпизоды, прозвучавшие в фильме, в одну самостоятельную сюиту. Первое исполнение произошло в 1974 году.
Новое произведение было названо "Музыкальными иллюстрациями" к одноименной повести Пушкина, и состояло из девяти частей. Примечательно, что между отдельными номерами прослеживается связь, в том числе зеркальная структура 1-ой и 9-ой, а также 2-ой и 8-ой частей, которые связаны между собой тематически. Музыкальный материал заключительных эпизодов сюиты звучит как некое воспоминание (в частности, 2-й раздел носит название "Вальс", а 8-й так и называется - "Отзвуки вальса").
А обрамляющие всю сюиту 1 и 9 части (Соответственно, "Тройка" и "Зимняя дорога") вводят слушателя в атмосферу зимнего пейзажа, рисуя образ, на фоне которого и развиваются события повести. Возвращение образа дороги навевает ассоциации с мимолетным рассказом, услышанным в пути.
Георгий Свиридов при написании музыки задался целью воссоздать картину провинциальной России времен Пушкина и в ней отсутствует ирония, которая есть в значительной мере в литературном первоисточнике. Опоэтизированное изображение небогатых усадеб и маленьких городков с их милыми традициями и спокойной, размеренной жизнью нашли музыкальное отображение в незатейливой простоте "домашних" вальсов, романсовости и перезвоне бубенцов ямщицких лошадей.
Раздел 7-й - один из самых лаконичных в составе сюиты. Хоральная фактура без аккомпанемента передает атмосферу крошечной церквушки, в которой происходит венчание. Это нежно-таинственное звучание прерывается мощными оркестровыми ударами, напоминающими бетховенские "удары судьбы".
В качестве единственного резко контрастирующего момента введен "Военный марш" (№6). Он не только противопоставляется четкими ритмами, низким регистром и громогласным звучанием остальным лирически-романсовым и пасторальным номерам, но и выполнен в слегка пародийной форме с преувеличенными интонациями (по всей видимости, это единственный эпизод, посвященный характеристике жениха). Помимо всего вышеперечисленного, резкий контраст представляет аранжировка "Марша". В духе классических военных и парадно-маршевых произведений, он исполняется сугубо духовой и ударной группами. Практически на протяжении всего номера деревянные и медные духовые звучат tutti, что придает мощности.
Отдельно следует отметить номер третий, построенный из двух крошечных миниатюр, дополняющих друг друга по образности. "Весна и осень" поочередно рисуют картины сельской природы в соответствующие временные отрезки.