Э. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт, Лирические пьесы" и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое "созвездие" талантливых, национально самобытных художников - А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьёрнсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. "За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России", - писал в 1890 г. Ф. Энгельс. ..."Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую". Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество "Евтерпа", целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, "Юморески" для фортепиано - таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.
Произведение Грибоедова "Горе от ума" - явный показатель того, как тяжело идти против общества и как это самое общество "съесть" человека только за то, что он мыслит иначе и не боится говорить эти самые мысли. Ведь по сути, Чацкий был человеком честным и совсем не лицемером, ему было противно поддаваться голосу общества, если этот голос противоречил его собственному. А общество, еще не совсем развитое в области собственной мысли и рассуждения, было оскорблено и обескуражено смелостью молодого человека, который без всяких стеснений высказывает свою точку зрения, при чем достаточно верную и правильную.