Написать ответы на во по повести "Собачье сердце"): 1) С чем, по вашему мнению, был связан более чем шестидесятилетний запрет на публикацию повести? 2) О чём размышляет Шарик в начале повести? Насколько близки его размышления автору? 3) Чем Шарик не похож на других собак, описанных в литературе?
ответ
"Собака-друг человека"-так хочется назвать небольшой рассказ Владимира Свинцова "Мой друг-Сенька",который рассказывает о человеке и собаке, об их отношениях (борьбе и дружбе), определяемых волей человека, и характером собаки. Образ четверонного "Сеньки..." впервые представшие перед нами в рассказе, достигли небывалой высоты эмоционально-психологического воплощения, что крайне редко можно встретить не только в произведениях писателей, но даже в жизни. Перед нами встает картина с первых строк, которая вызывает у наших героев чувство жалости за этого еще маленького, слепого и бес существа, безжалостно брошенного у забора, потащили его домой, у которых кошка проявляя материнские чувства, хотя и с брезгливостью, но принимает за приемного сына. Какое пронзительное психологическое наблюдение художника, роднящего, казалось бы, несовместимое-мужчина и щенок. Но в первом их едином и радостном движении шагнувшим навстречу друг другу. Трагедия в том, что человек ищет себе друга... именно друга среди четверонногих. Так человек находит выход из одиночества, так рождается у него любовь к жизни, к животным, а из нее-потребность "родственного внимания". Так складываются отношения между героем рассказа и Сенькой, и что особенно важно, герой разговаривает с взрослевшим щенком на равных, как друг с другом, товарищ с товарищем, старается угадать мысли собаки, кошки. Читая рассказ мы видим, как психологически тонко исследует (начинающий) писатель окружающий его животный мир. Читателю, вошедшему в образный мир писателя, открывается многое впервые, многое оказывается родным и созвучным, так вместе с Сенькой мы попадаем в лес, где и для нас оживают молчавшие прежде листы и травы, и сам лес, с пеньем кузнечиков становится радостным творцом природы. Здесь и первое радостное знакомство с природой, и собачье любопытство -"совать свой нос во всякие дела", которое приводит чуть ли не трагическому исходу... Сенька попадает в развилку- это доводит до комичной ситуации Радостное ощущение мира при этом не только не препятствует глубине осознания своего жизненного предназначения, но наоборот отчетливее и острее осознавать факты, явления, события внутреннего мира этого доброго человека. Завет доброты -не случайный мотив в рассказе Владимира Свинцова. Это может тот, кто сам многое испытал на собственном опыте, сам прочувствовал и пережил и это ему наполнить жизненной и психологической конкретностью, донести до читателя свои раздумья о четверон
огом друге. Не все удалось В.Свинцову, главное - раскрыть человека, его внутренний и духовный мир, как будто не существует самых близких, а живут на Земле лишь двое- щенок Сенька и его добрый даже без имени!). При этом свое собственное я употребляя во множественном числе-мы! И тут возникает вопрос, а сколько нас? Один, два, три... Это остается загадкой. Постигая окружающий мир Сенька интуитивно чувствует, где добро и зло, преданность и предательство человека. Именно предательство, здесь я не оговорилась, используя этот лексикон. Даже собака бывает верна своему хозяину, так будем же и мы более внимательны к четвероногому другу, -этому нам рассказ Владимира Свинцова "Мой друг -Сенька".
Первым был золотой век, когда на земле царила вечная весна; повсюду текли млечные ручьи; сок деревьев был подобен меду; земля рождала всевозможные злаки и плоды земные; болезней и старости не существовало; люди переходили в небытие легко, как бы засыпая.
Вторым был серебряный век – тогда вечная весна уступила место четырем временам года; земля уже нуждалась в обработке для того чтобы производить хлеб, необходимый для пищи человечеству. Люди серебряного века во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Это поколение человечества было уничтожено Зевсом.
Третьим был медный век, чьи люди стали жестокими, уже воевали друг с другом при медного оружия, но еще не доходили до страшных преступлений. Погубил их насланный Зевсом и Посейдоном потоп, от которого лишь Девкалион и Пирра. По велению богов они создали из камней следующее поколение.
Четвёртым был век железный – время всеобщей испорченности и греховности. «Тогда, – говорит Овидий, – пришлось поделить землю, которая до того времени была общим достоянием, как воздух и свет, и обозначить границы каждого участка. Люди стали рыться в недрах земли, ища в ней сокрытых сокровищ. Лишь только были добыты железо и золото, как тотчас же родилась распря, и вскоре повсюду стало раздаваться бряцание оружия». Жили тогда дети богов и смертных матерей – герои, которые покрыли себя славой при осаде Фив, во время похода аргонавтов и Троянской войны. Были они жестоки, но добры и благородны. После смерти попали они на Острова Блаженных.
Пятый же век – время нынешних недостойных потомков четвертого поколения, которые ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми.