Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе а.н. островского "гроза"в пьесе островского “гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему трудно - авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не много и они недостаточно выразительны. остается один вариант - авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д. символичны в пьесе имена. говорящие имена, употребляемые в “грозе”, - это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов xix века.имя кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “кабаниха” дополняет эту неприятную картину.дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.имя кулигина многозначно. с одной стороны, оно созвучно с кулибиным - механиком-самоучкой. с другой - “кулига” - это болото. существует поговорка: “всяк кулик свое болото хвалит”. этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление кули-гиным волги. его имя относит его к болоту города калинова, он естественный обитатель города, город его породил.важны женские греческие имена. катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. противопоставляемая ей варвара - “варварка” - она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. она верит, что каждый грех можно искупить.именно по этому принципу разделяются все персонажи “грозы”. те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) дары “откупиться” от него. автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что калинов - не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. но для катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие. стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, едином с богом и природой мире - на волге, величайшей реке россии. но на волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться. другой путь к свободе - через обрыв, через смерть. островский сознает, что болото, “кулига” - город калинов - затягивает и не отпускает. в ремарках, то есть в начале пьесы, борис назван единственным человеком в европейском костюме. и имя у него - борис - “борец”. но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый диким. если вначале он говорил, что живет в калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь. его поглотила эта среда.мир калинова, по мнению кабанихи, - это последний оплот истинной веры, а она - последний ее носитель. она искренне верит в рассказы странницы феклуши, что москва погрязла в грехах, дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. даже в то, что время там идет быстрее. это. вполне закономерно - перед концом света (а в москве начинается именно конец света) время изменяется. но изменяется оно и в калинове. кули-гин, воплощающий идеи ломоносова, державина и более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.все время в калинове островский делит, как и пьесу, на день и ночь. но у катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.
творчество замечательного и не похожего на других писателя николая семёновича лескова существовало особняком от девятнадцатого века. он не принимал те устремления, которые были свойственны для его современников. это глубоко писатель, который поднимал в своих произведениях извечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти. «очарованный странник» - одно из ярчайших произведений лескова. героем становится человек обычный, дворовой графа из орловской губернии. многое пришлось испытать этому человеку на своём жизненном пути, но это не помешало ему оставаться человеком тонкой душевной организации. но самым ярким эпизодом, на мой взгляд, доказывающем особенность этого героя можно считать то время, когда он работал нянькой. через некоторое время иван флягин привязывается к маленькой девочке: «и стал я к ней привыкать, потому что скука для меня была несносная, и я от нечего делать всё с ней ». главный герой произведения представлен в данном эпизоде как человек тонко чувствующий чужую боль. случилось маленькой девочке заболеть, как посчитал флягин, ножки у неё колесом были. лекарь посоветовал её в песок сажать. «разгребу руками тёплый песок и закопаю туда девочку по пояс и ей палочек играть и камушков, а коза наша вокруг нас ходит, травку щиплет, а я сижу ,сижу, руками ноги охвативши, и засну, и сплю». но вот однажды случилось то, что сильно изменило жизнь каждого из героев. «вижу девочку мою из песку выкопала, и схватила её на руки ,и целует, и плачет».этим