пришла осень, и мой подсолнух поспел. я пошёл срезать его, а ирка за мной увязалась.
я ей говорю:
— всё равно я семечки себе возьму: ведь подсолнух мой.
а она говорит:
— нет, мой!
я говорю:
— как это так — твой? ! я его посадил. и загородку кругом сделал, чтобы не сломали. значит, мой.
она мне:
— а поливала его всё лето я. значит, мой!
поливала она — это правда. просто мне некогда было: всё время охотился на одного тигра. он в конце сада живёт, в джунглях. да ведь подсолнух-то я для себя посадил, не для ирки. значит, он мой. правда?
я и говорю:
— ирка, — говорю, — лучше не лезь. а то
она заревела. а всё равно идёт за мной. уж такая ! так вместе и дошли до загородки, где мой подсолнух.
смотрю, что такое? на подсолнухе мой тигр сидит.
он рыжий. а на спине — раз, два, три, четыре — пять ровных чёрных полос.
я так и стал. тигр нас не видел: мы от него за кустами
он сидит и преспокойно себе выковыривает семечки из цветка. выковырнет их и на задние лапы сядет. как человек: передними держит семечко — и в рот. шелуху прочь, а семечко за щёку.
уж чуть ли не половину семечек выковырял!
я ирке шепчу:
— тихо! стой, не шевелись!
и скорее за рогатку.
прицелился — бац!
тигр пискнул — и брык с цветка.
смотрю, бежит по траве.
я — за ним.
он — на забор.
я подбежал, он — виль! — и на другую сторону.
я ирке кричу:
— тут держи!
сам — через забор.
он опять на эту сторону.
ирка, конечно, струсила схватить его, хоть он и раненый: на заборе кровь.
я поднял сук и со всей силой — раз! — по забору.
в него не попал, а всё равно сшиб.
он сорвался и в яму — бух!
под забором большая была яма. с водой!
смотрю, плывёт.
я побежал кругом ямы.
он вылез — и шасть на дерево! сухая осина там стояла. вся в дырьях, в дуплах.
он по стволу — и в дупло. я заметил, в какое.
я влез на осину и кепкой дупло заткнул.
— готово! — кричу.
а ирка снизу:
— вот он, вот он! с другой стороны выскочил!
вот ведь! я скорее вниз.
смотрю, сидит на пеньке, на меня обернулся. щёки оттопырены — уморительная мордаха!
только я шаг сделал, он свистнул — нырк! — и под корни. смотрим — норка.
я сел на пенёк с рогаткой и говорю ирке:
— беги скорей за лопатой. я покараулю. разроем — я его за хвост.
а ирка говорит:
— знаешь что? вот что: молодец пятиполосик. ты его ранил, а он бегом, и вплавь, и на дерево — не дался в руки. талант прямо!
я говорю:
— зверь, конечно, на рану крепкий. даже добычи своей не бросил — так за щеками и унёс.
ирка ко мне на пенёк подсела и говорит:
— знаешь что? вот что: у него, наверно, дитёнки. он семечки своим дитёнкам нёс. и потом ведь он не знал, что это наш подсолнух.
ну и поехала, и
— вот, — говорит, — прибежал пяти- полосик к себе домой. сам весь в крови. дитёнки с кроваток повскакали: «папа, папочка! что с тобой? кто это тебя так? » а он им семечек дал, говорит: «кушайте. это великан один на меня напал. ух, страшный! на задних ногах бегает. еле- еле от него ушёл».
дитёнки от страха трясутся, плачут: «папочка, сейчас он сюда придёт, всех нас убьёт».
тут я говорю:
— ну вот, ирка, всегда ты а видела, какая у него шкура красивая? я могу тебе подарить её. повесишь её над кроватью на стенку. и всем будешь говорить, что это тигр полосатый. бывают такие — небольшие. один знакомый мальчик тебе его в лесу убил.
ирка, глупая, как расхохочется:
— тигр по цветам лазает! в норке живёт! и как ещё он тебя в клочки не разорвал!
вот уж эти девчонки! ничего, ничего в охоте не понимают!
смеялась, смеялась, потом и говорит:
— знаешь что? вот что: давай лучше наш подсолнух пятиполосику подарим. пятиполосик ведь по-взаправдашнему — белочка. маленькая земляная белочка. она семечками своих дитёнков кормит. и кладовые себе на зиму набивает. а нам мама семечек сколько хочешь на базаре купит. калёных попросим: калёные слаще.
а ещё потом говорит:
— бедненький! он теперь раненый. ему трудно бегать. давай срежем подсолнух и сюда принесём к норке ему. ладно?
вот всегда она так! ну, как я теперь на тигра охотиться буду? какой же он тигр, когда он пятиполосик и с дитёнками?
само название рассказа "тихое утро" выбрано неслучайно.
слово "тихое" явно противопоставлено содержанию рассказа,
чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро г
ероям ю. казакова.
антитеза, заложенная в названии, читателю ярче и
полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять
главную идею произведения:
остаться человеком в любых обстоятельствах.
природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. пейзаж писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.
повествование в рассказе начинается с описания тумана, который
окутал всю деревню рано утром:
“деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом"
(сравнение).
“ туман отступал скупой хозяин”
(метафора )
“разливалась глубокими мрачными омутами”
(сравнение),
“всё происходило как во сне”-сравнение
эпитеты:
“пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная”,
“было сыро, угрюмо и холодно”, темная полоса леса,
ответ:
пришла осень, и мой подсолнух поспел. я пошёл срезать его, а ирка за мной увязалась.
я ей говорю:
— всё равно я семечки себе возьму: ведь подсолнух мой.
а она говорит:
— нет, мой!
я говорю:
— как это так — твой? ! я его посадил. и загородку кругом сделал, чтобы не сломали. значит, мой.
она мне:
— а поливала его всё лето я. значит, мой!
поливала она — это правда. просто мне некогда было: всё время охотился на одного тигра. он в конце сада живёт, в джунглях. да ведь подсолнух-то я для себя посадил, не для ирки. значит, он мой. правда?
я и говорю:
— ирка, — говорю, — лучше не лезь. а то
она заревела. а всё равно идёт за мной. уж такая ! так вместе и дошли до загородки, где мой подсолнух.
смотрю, что такое? на подсолнухе мой тигр сидит.
он рыжий. а на спине — раз, два, три, четыре — пять ровных чёрных полос.
я так и стал. тигр нас не видел: мы от него за кустами
он сидит и преспокойно себе выковыривает семечки из цветка. выковырнет их и на задние лапы сядет. как человек: передними держит семечко — и в рот. шелуху прочь, а семечко за щёку.
уж чуть ли не половину семечек выковырял!
я ирке шепчу:
— тихо! стой, не шевелись!
и скорее за рогатку.
прицелился — бац!
тигр пискнул — и брык с цветка.
смотрю, бежит по траве.
я — за ним.
он — на забор.
я подбежал, он — виль! — и на другую сторону.
я ирке кричу:
— тут держи!
сам — через забор.
он опять на эту сторону.
ирка, конечно, струсила схватить его, хоть он и раненый: на заборе кровь.
я поднял сук и со всей силой — раз! — по забору.
в него не попал, а всё равно сшиб.
он сорвался и в яму — бух!
под забором большая была яма. с водой!
смотрю, плывёт.
я побежал кругом ямы.
он вылез — и шасть на дерево! сухая осина там стояла. вся в дырьях, в дуплах.
он по стволу — и в дупло. я заметил, в какое.
я влез на осину и кепкой дупло заткнул.
— готово! — кричу.
а ирка снизу:
— вот он, вот он! с другой стороны выскочил!
вот ведь! я скорее вниз.
смотрю, сидит на пеньке, на меня обернулся. щёки оттопырены — уморительная мордаха!
только я шаг сделал, он свистнул — нырк! — и под корни. смотрим — норка.
я сел на пенёк с рогаткой и говорю ирке:
— беги скорей за лопатой. я покараулю. разроем — я его за хвост.
а ирка говорит:
— знаешь что? вот что: молодец пятиполосик. ты его ранил, а он бегом, и вплавь, и на дерево — не дался в руки. талант прямо!
я говорю:
— зверь, конечно, на рану крепкий. даже добычи своей не бросил — так за щеками и унёс.
ирка ко мне на пенёк подсела и говорит:
— знаешь что? вот что: у него, наверно, дитёнки. он семечки своим дитёнкам нёс. и потом ведь он не знал, что это наш подсолнух.
ну и поехала, и
— вот, — говорит, — прибежал пяти- полосик к себе домой. сам весь в крови. дитёнки с кроваток повскакали: «папа, папочка! что с тобой? кто это тебя так? » а он им семечек дал, говорит: «кушайте. это великан один на меня напал. ух, страшный! на задних ногах бегает. еле- еле от него ушёл».
дитёнки от страха трясутся, плачут: «папочка, сейчас он сюда придёт, всех нас убьёт».
тут я говорю:
— ну вот, ирка, всегда ты а видела, какая у него шкура красивая? я могу тебе подарить её. повесишь её над кроватью на стенку. и всем будешь говорить, что это тигр полосатый. бывают такие — небольшие. один знакомый мальчик тебе его в лесу убил.
ирка, глупая, как расхохочется:
— тигр по цветам лазает! в норке живёт! и как ещё он тебя в клочки не разорвал!
вот уж эти девчонки! ничего, ничего в охоте не понимают!
смеялась, смеялась, потом и говорит:
— знаешь что? вот что: давай лучше наш подсолнух пятиполосику подарим. пятиполосик ведь по-взаправдашнему — белочка. маленькая земляная белочка. она семечками своих дитёнков кормит. и кладовые себе на зиму набивает. а нам мама семечек сколько хочешь на базаре купит. калёных попросим: калёные слаще.
а ещё потом говорит:
— бедненький! он теперь раненый. ему трудно бегать. давай срежем подсолнух и сюда принесём к норке ему. ладно?
вот всегда она так! ну, как я теперь на тигра охотиться буду? какой же он тигр, когда он пятиполосик и с дитёнками?
объяснение:
ответ:
объяснение:
антитеза - противопоставление).
само название рассказа "тихое утро" выбрано неслучайно.
слово "тихое" явно противопоставлено содержанию рассказа,
чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро г
ероям ю. казакова.
антитеза, заложенная в названии, читателю ярче и
полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять
главную идею произведения:
остаться человеком в любых обстоятельствах.
природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. пейзаж писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.
повествование в рассказе начинается с описания тумана, который
окутал всю деревню рано утром:
“деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом"
(сравнение).
“ туман отступал скупой хозяин”
(метафора )
“разливалась глубокими мрачными омутами”
(сравнение),
“всё происходило как во сне”-сравнение
эпитеты:
“пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная”,
“было сыро, угрюмо и холодно”, темная полоса леса,
"сонные петухи",сладок предрассветный сон;
“старый, поросший зеленью колодец",“роса седая";
лицо становилось напряженно-страдальческим
“вода волновалась”-метафора
река “звенела”, разливалась омутами-метафора
метафора: “в омутах раздавались (редкие тяжкие) всплески”,
черная вода – река порозовела.
антитеза: туман - "река звенела", омут -"река волновалась",