Муму»
1. подумайте, какие впечатления детства писателя нашли отражение в рассказе.
2. о герасиме сказано: «дела у него было » в самом деле-немного? попытайтесь разобраться.
3. и. с. тургенев подчеркивает не только и не столько , но прежде всего нравственную силу герасима. в чём ещё, кроме трудолюбия, оно проявляется?
4. как реагирует татьяна на решение барыни выдать её замуж? как можно объяснить поведение татьяны?
5. можно ли утверждать, что барыня в рассказе «муму» бывает доброй? или только капризный, вздорной? подтвердите свой ответ примерами из текста.
6. прототип герасима, дворовый человек андрей, «остался верен своей госпоже, до самой её смерти служил ей». как вы полагаете, почему тургенев дал своей иную, чем в реальной жизни, развязку?
7. почему свой рассказ писатель назвал «муму»? почему цензор был против его публикации?
8. кто из героев вызывает у вас симпатию, сострадание, сочувствие?
9. каким изображён герасим в начале и в конце рассказа? что изменилось в его характере и почему? что отличало герасима от других дворовых и почему?
10. определите, в чём сходство герасима и татьяны.
11. как автор передает состояние герасима после замужества татьяны? запишите ключевые слова, необходимые вам для ответа.
! 100 !
Писатель, сидевший у окна, увидел синичку, прилетевшую к дереву полакомиться. Но на застывшей ветке найти себе еду ей не получилось. Снег был очень твёрд птицу, человек открыл окно и положил между рамами линейку, закрепив её кнопками. На каждый сантиметр линейки он положил по одному конопляному зёрнышку, получилось их ровно тридцать. Первое зёрнышко было на краю линейки, находящейся на улице. Последнее же, номер тридцать, было в комнате.
Птица наблюдала за человеком и словно всё понимала, но не решалась взять первое зёрнышко.
Наконец синичка подлетела к окну и схватила коноплинку. Унеся её на дерево, она разбила скорлупу клювом, чтобы вытащить ядрышко.
Чуть подождав, синичка снова подлетела к окну и взяла второе зёрнышко.
Сидя в своей комнате, человек поглядывал на птицу, которая подлетала и брала зёрна одно за другим, всё ближе приближаясь к комнате, где могло ждать её что угодно. Синица словно спрашивала разрешения съесть ещё одно семя.
Когда осталось последнее зёрнышко, оказалось, что оно находится в конце линейки, в комнате. Птице было страшно, но она всё же прокралась в дом. Удивительно, но среди зимы её окружили тепло и зелёные растения неведомого мира.
Человек объяснил птице кто он на самом деле, почему в комнате тепло и нет снега, что такое книги. Что именно благодаря книгам люди могут научиться всему: выращивать растения, зажигать электрическую лампу вместо солнца и даже насыпать зёрна птицам. Писатель объяснил птице кто он, и что он мог бы захлопнуть форточку, но никогда так не поступит, ведь он Человек.
Позволив съесть синичке последнее конопляное зёрнышко, писатель попросил её прилетать каждый день и ему работать. Человек сказал, что он хочет людям и написать книгу, прочтя которую каждый захотел бы оставить на своём окне тридцать зёрен. Но птица его уже не слушала, она увлеченно доедала последнее зёрнышко.
Данный рассказ учит людей любить и уважать книги, ведь в них есть всё для того, чтобы быть настоящим Человеком.
Подробнее - на -