Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
Михаил юрьевич лермонтов (3 (15) октября 1814 – 15 (27) июля 1841) - поэт, писатель, художник. потомок выходца из шотландии георга лермонта, взятого в плен при осаде крепости белой в начале xvii в. родился в москве. сын помещика, капитана юрия петровича лермонтова и марии михайловны, урожденной арсеньевой. рано потерял мать. его бабушка по материнской линии елизавета алексеевна арсеньева, урожденная столыпина, вынудила юрия петровича предоставить воспитание внука ей. детство лермонтова прошло в ее имении тарханы пензенской губернии.
первоначально получал образование дома у иностранных учителей. с 1828 г. учился в благородном пансионе при московском университете. затем в московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. в 1832 г. переехал в петербург, намереваясь продолжить обучение в петербургском университете, но зачислен не был. в том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с николаем соломоновичем мартыновым, будущим своим убийцей. в 1834 г. лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.
деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «хаджи абрек», было напечатано лишь в 1835 г. существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «демон», «мцыри», автор драмы «маскарад», прозаических произведений «герой нашего времени», «княгиня лиговская» и др.
стихотворение «на смерть поэта», созданное после трагической гибели а.с. пушкина, вызвало неудовольствие властей, и лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на кавказе нижегородский драгунский полк. в 1838 г. вновь возвратился в петербург.
на одном из в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. но лермонтов был вновь выслан в тенгинский пехотный полк на кавказ. в пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков мартынова. из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой лермонтов был убит. в 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение тарханы пензенской губернии.
михаил юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен варварой александровной лопухиной, в замужестве бахметевой. она является адресатом любовной лирики поэта.
лермонтов был талантливым живописцем. его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. многие из них связаны с кавказской темой.
Все в мире периодично или ритмично, как принято выражаться теперь: даже солнце греет неодинаково, и ему порою бывает надо отдохнуть, успокоиться, и оно отдыхает, покоится 10-12 лет, чтобы потом засверкать с необычною силой. В жизни каждого народа бывают эпохи напряжения сил и их упадка, эпохи равнодушия и ненависти, стремления к материальному благосостоянию и к громким, смелым делам. Законы этого ритма, этой периодичности таинственны и пока совершенно неизвестны науке, которая лишь присматривается к факту, не имея силы объяснить его. Но само явление периодичности, ритма — несомненно в жизни солнца или жизни искусства.
Есть эпохи возрождения, упадка и самые грустные — переходные, когда таланты не дают ничего положительного, цельного, а лишь обещают дать что-то, по-видимому важное, новое, хотя и неизвестно что. Такую эпоху переживаем мы теперь. В другое время даже слабая сравнительно сила распускается полностью, поражает яркостью своих красок. Иногда все живет точно окутанное осенним туманом, иногда — при полном солнечном блеске…
В жизни искусства есть своя таинственная периодичность. Многие, начиная с Аристотеля, пытались пояснить ее законы понятными для нас причинами. Аристотель говорил: «Искусство достигает наивысшего блеска, когда человек наиболее хочет жить…» Но мы не можем принять этого объяснения: факты противоречат ему. Бокль утверждал, что расцвет искусства совпадает с расцветом любознательности вообще, т.е. науки. История несогласна и с ним. Спенсер предложил формулу, которая представляется наиболее вероятной. Он говорит, что область искусства воспоминание, что высочайшие образцы художественного творчества появляются лишь тогда, когда какая-нибудь историческая эпоха пережила себя и исчезает в вечность. Так было в Греции, Риме, Англии. Софокл, Фидий, Эврипид, Аристофан явились в конце доблестной эпохи эллинской жизни; в их время уже начался упадок нравов и даже полное их крушение. Римское искусство, кроме красноречия, все целиком принадлежит периоду империи и упраздненной республики. Шекспир, живя в XVII веке, вдохновлялся средневековыми феодальными нравами, Мильтон был последний из пуритан, итальянец Данте похоронил католицизм, Сервантес — рыцарство, Рабле — средневековые нравы и воспитание…
Не то же ли самое было и у нас?
родился в москве. сын помещика, капитана юрия петровича лермонтова и марии михайловны, урожденной арсеньевой. рано потерял мать. его бабушка по материнской линии елизавета алексеевна арсеньева, урожденная столыпина, вынудила юрия петровича предоставить воспитание внука ей. детство лермонтова прошло в ее имении тарханы пензенской губернии.
первоначально получал образование дома у иностранных учителей. с 1828 г. учился в благородном пансионе при московском университете. затем в московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. в 1832 г. переехал в петербург, намереваясь продолжить обучение в петербургском университете, но зачислен не был. в том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с николаем соломоновичем мартыновым, будущим своим убийцей. в 1834 г. лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.
деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «хаджи абрек», было напечатано лишь в 1835 г. существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «демон», «мцыри», автор драмы «маскарад», прозаических произведений «герой нашего времени», «княгиня лиговская» и др.
стихотворение «на смерть поэта», созданное после трагической гибели а.с. пушкина, вызвало неудовольствие властей, и лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на кавказе нижегородский драгунский полк. в 1838 г. вновь возвратился в петербург.
на одном из в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. но лермонтов был вновь выслан в тенгинский пехотный полк на кавказ. в пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков мартынова. из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой лермонтов был убит. в 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение тарханы пензенской губернии.
михаил юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен варварой александровной лопухиной, в замужестве бахметевой. она является адресатом любовной лирики поэта.
лермонтов был талантливым живописцем. его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. многие из них связаны с кавказской темой.