В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.Стихотворение имеет кольцевую композицию, основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию. Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы». Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!». Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду«студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!». Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать».
Мой любимый герой - Белкин. Если учесть тот факт, что Белкин - единственный положительный персонаж, являющийся и автором, и участником повести одновременно, он так же единственный, кто как то придерживается рамок морали. За всю историю, он сочувствовал, переживал, хотел героям, но всего лишь слушал историю, и знал, что как бы он не старался, он всего лишь часть чьего то рассказа, чем и был сильно раздосадован. Итог сего- он попал только на финал истории, тем самым, сделал личные выводы, и почувствовав к дочери смотрителя добрые, истинный, чистые эмоции. Белкин тот герой, который мог бы легко появится в раннем романтизме, при этом, оставаясь в своей времени.