мне Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
- Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)
- К чему призывает автор прочитанного нами текста?
- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.
- Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым?
- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.
Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.
- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
- Найдите в тексте:
побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;
риторические во на которые отвечает сам автор);
повторы;
однородные члены;
- Как вы думаете, к кому обращается автор?
- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)
- Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюётся словами - разговорная лексика).
- В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.
- Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:
белая смерть - сахар,
битва за урожай - уборка урожая,
черное золото - нефть,
зеленый щит земли - лес,
королева спорта - легкая атлетика,
голубые дороги - водные пути.
- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?
Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
- Запишем их и дадим толкование:
Заметка - краткое сообщение в печати.
Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж - Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).
Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме во и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.
В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.
- Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным во Посмотрим, как строится интервью
1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по журналиста представляется сам.
2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
3) В заключительной части журналист своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.
7. Подведение итогов.
III. Задание на дом. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем
или героем прочитанного литературного произведения. (Много во собеседнику не задавать, достаточно 3 - 5 во
ты сам кому нибудь Объяснение: