новое мировоззрение, возникшее в эпоху возрождения, принято называть гуманизмом. отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. гуманизм возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. из этого следовала ещё одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.
гуманизм возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека богу. творчество возрождения было направлено на человека. самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.
как правило, гуманисты не выступали против религии. но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. человек стал религией возрожденческого гуманизма.
гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства.
итак, основными чертами культуры эпохи возрождения являются:
за три дня побега юноша столько успел увидеть, узнать, прочувствовать и пережить, сколько не довелось за предыдущие десять-двенадцать лет жизни в монастыре. мцыри заново осмыслил свою жизнь и понял: суть человеческого бытия не смиренное существование, к чему призывали его монахи, а борьба. эти три дня свободы заставили мцыри опровергнуть христианское учение о ценности только загробной, вечной жизни. всю эту вечность юноша, не задумываясь, готов отдать за жизнь земную, только не смиренную, не в , а на воле, — полнокровную человеческую жизнь, с тревогами, волнениями, жаром любви и горечью разлук. много увидел мцыри на свободе, много изведал новых и неведомых ощущений, но пути на родину, к которой он так стремился всю свою жизнь, он все же не нашел и — погибает. той идеальной родины, края воображаемой свободы, которая так часто снилась юноше, просто не существует. она призрачна.
цветущий сад, который мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями мцыри. лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. только на воле мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.
хотя на свободе мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. три дня он жил и наслаждался дикой природой. он наслаждался всем, чего был лишен, — гармонией, единением, братством. девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой.
на своем пути мцыри встретил барса. юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса.
новое мировоззрение, возникшее в эпоху возрождения, принято называть гуманизмом. отдельные черты гуманизма присутствуют и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объёмнее и целостнее. гуманизм означает не только то, что человек признаётся высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. гуманизм возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. из этого следовала ещё одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному.
гуманизм возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. именно в творчестве, считали гуманисты, должно, прежде всего, проявляться подобие человека богу. творчество возрождения было направлено на человека. самопознание и самосозидание человека – таковы главные идеи возрожденческого гуманизма.
как правило, гуманисты не выступали против религии. но, превознося человека, делал из него подобие титана, они отделяли его от бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. человек стал религией возрожденческого гуманизма.
гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства.
итак, основными чертами культуры эпохи возрождения являются:
· антропоцентризм,
· гуманизм,
· модификация средневековой христианской традиции,
· особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,
· новое отношение к миру.
за три дня побега юноша столько успел увидеть, узнать, прочувствовать и пережить, сколько не довелось за предыдущие десять-двенадцать лет жизни в монастыре. мцыри заново осмыслил свою жизнь и понял: суть человеческого бытия не смиренное существование, к чему призывали его монахи, а борьба. эти три дня свободы заставили мцыри опровергнуть христианское учение о ценности только загробной, вечной жизни. всю эту вечность юноша, не задумываясь, готов отдать за жизнь земную, только не смиренную, не в , а на воле, — полнокровную человеческую жизнь, с тревогами, волнениями, жаром любви и горечью разлук. много увидел мцыри на свободе, много изведал новых и неведомых ощущений, но пути на родину, к которой он так стремился всю свою жизнь, он все же не нашел и — погибает. той идеальной родины, края воображаемой свободы, которая так часто снилась юноше, просто не существует. она призрачна.
цветущий сад, который мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями мцыри. лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. только на воле мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.
хотя на свободе мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. три дня он жил и наслаждался дикой природой. он наслаждался всем, чего был лишен, — гармонией, единением, братством. девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой.
на своем пути мцыри встретил барса. юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса.