МИХАЙЛО БУЛГАКОВ. «МАЙСТЕР І МАРГАРИТА»
1. Знайдіть помилкове твердження. «Булгаков:
А. Народився і провів дитинство у Києві.
Б. Навчався у Київському університеті.
В. Працював земським лікарем на Київщині.
Г. За Київськими враженнями написав «Білу гвардію».
2. Роман «Майстер і Маргарита»:
А. Є першим романом Булгакова.
Б. Знаменує перехід митця від драми до прози.
В. Є підсумковою книгою письменника.
3. «Майстер і Маргарита» є романом:
А. Психологічним.
Б. Філософсько-сатиричним.
В. Історичним.
4. В образі Майстра письменник змалював:
А. Свій творчий портрет, своє життя.
Б. Узагальнений образ митця, долю таланту в неправедному суспільстві.
В. Типового письменника радянської доби, жертву тоталітарного режиму.
5. Яка роль роману Майстра про Пілата в художній структурі книги
Булгакова? «Єршалаїмські» розділи:
А. Пояснюють трагічну долю Майстра.
Б. Є «ключем» до вічних проблем людського буття.
В. Є вставними новелами, що ілюструють основний сюжет.
6. Ієшуа засудили до страти, бо він:
А. Закликав зруйнувати храм.
Б. Заявив про несправедливість усякої влади.
В. Проповідував нову релігію.
Г. Закликав народ повстати.
7. Понтія Пілата у фіналі роману прощено, за нього А. Майстер.
Б. Воланд.
В. Ієшуа.
Г. Маргарита.
8. Майстер знищив рукопис свого роману:
А. Рятуючись від тиску державної системи.
Б. Твір не сподобався Маргариті.
В. Бо його розкритикували критики.
Г. У нападі безумства.
9. У Москві 1930-х років люди стають вільними, самими собою лише:
А. У «Вар’єте» на сеансі магії.
Б. В ресторані Будинку Грибоєдова.
В. У «нехорошій квартирі».
Г. В божевільні.
Д. На балу сатани.
10. Воланд дарує Майстрові:
А. Вічний спокій.
Б. Царство світла.
В. Почуття свободи.
Г. Сюжет майбутньої книги.
11. Філософським конфліктом роману «Майстер і Маргарита» є
зіткнення:
А. Митця і міщанства.
Б. Віри й атеїзму.
В. Людини і держави.
Г. Свободи і несвободи в усіх проявах.
12. Провідна ідея роману полягає в утвердженні:
А. Вічності мистецтва («рукописи не горять»).
Б. Вічної сутності людства («люди не змінились»).
В. Неминучої перемоги добра («прийде царство істини»).
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809—1852)
«Ревизор»
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее — смех?»
Онегина к Татьяне
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило.. .
Несчастной жертвой Ленский пал.. .
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть.. .вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.. .
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!. .
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.