среди персонажей гоголевской поэмы «мертвые души» чичиков занимает особое место. будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города nn но и для читателя. прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе nn. кроме того, автор лишает павла ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». на фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
именно безликость и бесцветность позволяют чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
среди персонажей гоголевской поэмы «мертвые души» чичиков занимает особое место. будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города nn но и для читателя. прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе nn. кроме того, автор лишает павла ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». на фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
именно безликость и бесцветность позволяют чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
подробнее - на -