Мастерство Толстого-рассказчика в описании природы 1. Сопоставьте два описания природы (родного пейзажа и кавказской природы) в эпизоде “Жилин на горе”. Выпишите художественные средства, используемые автором для описания красоты Кавказа. Сравнения Повторы Метафоры Эпитеты 2. Рассмотрите роль нейзажа в эпизоде второго побега Жилина. Как автор показывает борьбу света и тени? Явления природы герою или, наоборот, препятствуют?
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
2. Крестьяне и дворовый мальчишка
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...