М.Горький "Детство" глава 1 Вопросы: 1)Почему первые встречи с бабушкой произвели такое сильное впечатление на Алёшу? 2)Какими средствами (сравнения, эпитеты, метафоры) пользуется писатель, рассказывая о бабушке
С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери — волки, овцы, медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между собой и служат действующими лицами в сценках и пьесах, что разыгрывает в баснях Крылов перед своими читателями. Мы жалеем Ягненка, попавшегося голодному Волку, презираем Свинью за то, что она подрывает корни Дуба, смеемся над Ослом, над Щукой. Строки басни «Ворона и Лисица» навсегда отпечатываются в памяти: *Вороне где-то бог послал кусочек сыру; *На ель Ворона взгромоздясь, *Позавтракать было совсем уж собралась, *Да позадумалась, а сыр во рту держала. *На ту беду Лиса близехонько бежала… Таким мы знаем с детства начало этой басни. А мораль, преподанную Крыловым, осознаём позднее: *Уж сколько раз твердили миру, *Что лесть гнусна, вредна;но только всё не в прок, *И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Но и того, что понимают в басне юные читатели, незнакомые со словом «лесть», хватает им, чтобы увидеть ждущую похвал Ворону, хитрую Лису и запомнить, что к сладким речам надобно относиться с осторожностью. Детям читают басню «Гребень», приучая ежедневно расчесывать волосы. Однако главная мысль этой басни изложена во второй ее части, в таких выражениях: *Видал я на своем веку, *Что так же с правдой поступают, *Поколе совесть в нас чиста, *То правда нам мила и правда нам свята, *Ее и слушают, и принимают: *Но только стал кривить душей, *То правду дале от ушей. *И всякий, как дитя, чесать волос не хочет, *Когда их склочет. И оказывается, что басню «Гребень» можно читать как произведение, обличающее тех, кто работает плохо и кривит душой, не терпит, когда другие пытаются привести в порядок их дела. Многие басни Крылова создавались по каким-либо конкретным поводам, в связи с отдельными событиями, случаями, фактами. Но и в них главным был нестареющий общий смысл. И каждое поколение читателей объясняло содержание басни в соответствии со своим мировоззрением и взгляды на жизнь.
Образ Маленького пр и н ца – о б р а з ч е ло в е че ск о й д уши в и д еа л е. О н воплощает в себе все л уч ши е ч ер ты, к о то р ые м о гут быть п р и сущ и человеку – открытость , ч и сто т а, в о зв ыше н н о сть н а д м ат ер и ал ь н ым, мудрость. Вместе с тем, Мал ен ь к и й п р и н ц о д и н о к. Ег о п ла н ет а н ас то л ьк о мала, что там едва ли хв а ти т м ест а к о му- то ещ е. А в е дь п о сут и п ла н ет а Маленького принца – с и мв о л в н утр е нн е г о ми р а че ло в е ка . С это й п о зи ци и особенный смысл прио б р ет аю т с ло в а Мал ен ь к о го п р и н ца : « Е сть так о е твердое правило. Вста л п о утр у, умыл с я, п р и в ел себ я в п о ря д о к — и с р аз у же приведи в порядок св о ю п л а н ету» . Он и ха р ак тер и з уют п р и н ца , к а к человека о ч и щ ат ь с в о и п о мысл ы и н ав о д и ть п о р я д о к, прежде всего в душе.
Этот тонкий, одиноки й , р а н и мый и меч та те ль н ый р е бе н о к, к о то р ый любит наблюдать зака ты, п ер е жи в ае т о суд ь бе ка п р и зн о г о цв е тк а и верит, что ему ещ е мн о г о е с то и ть п о з н ать , п о - н а сто я щ ем у раскрывается, познав л юб о в ь к Р о зе и д р ужб у с Ли с о м. И ме н н о о н и внесли в его душу то т н ео б хо д и мый штр и х сп о со б н о ст и жи ть д ля другого, заботясь о нем и н и ч ег о н е тр еб уя в з ам ен , к о то р ый сд ел а л е го и без того чистую д ушу к в и н тэс сен ц и ей и де ал ь н о й че ло в е че ск о й сущности, к которой сл ед уе т стр е ми ть ся к ажд о м у и з н а с. В ед ь то л ь ко любовь и преданност ь с п о со б н ы и зл еч и ть о т о д и н о ч ес тв а и п о мо ч ь обрести жизни смысл.
Этот тонкий, одиноки й , р а н и мый и меч та те ль н ый р е бе н о к, к о то р ый любит наблюдать зака ты, п ер е жи в ае т о суд ь бе ка п р и зн о г о цв е тк а и верит, что ему ещ е мн о г о е с то и ть п о з н ать , п о - н а сто я щ ем у раскрывается, познав л юб о в ь к Р о зе и д р ужб у с Ли с о м. И ме н н о о н и внесли в его душу то т н ео б хо д и мый штр и х сп о со б н о ст и жи ть д ля другого, заботясь о нем и н и ч ег о н е тр еб уя в з ам ен , к о то р ый сд ел а л е го и без того чистую д ушу к в и н тэс сен ц и ей и де ал ь н о й че ло в е че ск о й сущности, к которой сл ед уе т стр е ми ть ся к ажд о м у и з н а с. В ед ь то л ь ко любовь и преданност ь с п о со б н ы и зл еч и ть о т о д и н о ч ес тв а и п о мо ч ь обрести жизни смысл.