М.Е.Салтыков-Щедрин
Тест по творчеству писателя
1. Сатира – это:
1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или об-щества.
2. Гипербола – это:
1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преумень-шении.
3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
3. Эзопов язык – это:
1. Художественное преувеличение.
2. Иносказание.
3. Художественное сравнение.
4. Язык древних греков.
4. Гротеск – это:
1. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фанта-стического с жизнеподобным.
2. Один из тропов: художественное преувеличение.
3. Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка.
4. То же, что ирония.
5. Из каких сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
1. «Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следова-тельно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совер-шенном моем почтении и преданности».
2. «В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глу-пый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертьюумер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» -
«Дикий помещик» -
«Премудрый пескарь»
-
6. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
1. « … на воеводстве» орел ___
2. « …-меценат» медведь ___
3. « …-идеалист» заяц ___
4. « …-челобитчик» карась ___
5. «Самоотверженный …» ворон ___
7. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежат:
1. «Пошехонская старина»
2. «Господа Головлевы»
3. «История одного города»
4. «Накануне»
8. Какой историк не упоминается во вступлении «Истории одного города»?
1. Костомаров;
2. Соловьев;
3. Пыпин;
4. Гумилев.
9. Какому жанру древнерусской литературы уподобляется «История одного города»?
1. житию;
2. военной повести;
3. летописи;
4. сказанию.
10. Как назывался народ, который начал искать себе князя?
1. губошлепы;
2. головотяпы;
3. оглоеды;
4. чухонцы.
11. Как звали старца, который предложил искать князя?
1. Добромысл;
2. Гостомысл;
3. Остосмысл;
4. Верносмысл.
12. Что ел князь, который назвал народ глуповцами?
1. баранки;
2. пирожки;
3. пряники;
4. ватрушки.
13. Где был построен город Глупов?
1. в лощине;
2. на болотине;
3. на холме;
4. у реки.
14. Чем зарезался вор-новатор, правивший глуповцами?
1. репой;
2. огурцом;
3. свеклой;
4. морковью.
15. С каким словом начались в Глупове исторические времена?
1. Сворую!;
2. Сожгу!;
3. Повешу!;
4. Запорю!
16. Какой троп широко применялся М.Е. Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»?
17. Главным «оружием» писателя является:
1. реальной изображение действительности
2. смех
3. яркое изображение характеров
4. революционность
2)Речь героев не характеризует их ,а точно передаёт образы,созданные автором.Алёна Дмитриевна тверда в своих словах,уважительно и почтительно разговаривает с мужем.Она не виновата,говорит с достоинством и просит защиты.Купец Калашников прямой и искренний,он не заискивает перед царём и не робеет перед опричником.Купец говорит правду с достоинством и уважением.Он не называет причину,по которой убил противника,но Кирибеевичу смело говорит в лицо,что вышел на смертный бой.Обращаясь к народу,купец прощается с ним.Кирибеевич говорит льстиво с Алёной,заискивает перед царём и обманывает его,не говоря правды.Он бахвалится перед боем,высокомерно говорит,что убьёт любого,вставшего у него на пути.Но когда узнаёт,кто его противник,то пугается,понимая,что его ожидает.Автор передаёт словами характеры героев,как они говорят -твёрдо,взволновано,лукаво,с достоинством.
Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.
Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, умиравшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком. Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом сосед, немец-ремесленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живёт через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Адриян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подружились.
В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с жёнами. Началось застолье, хозяин провозгласил здоровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей. Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были клиентами друг друга: портной, сапожник, булочник... Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся всеобщий хохот, который обидел гробовщика.
Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему показалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.
Разбудили Адрияна ещё затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась. Адриян отправился на Разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто-то отворил его калитку и вошёл в неё. Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошёл ещё один человек. Лицо его показалось Адрияну знакомым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещёнными луной, сиявшей через окно. С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолкнул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.
Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вчерашние события. Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.