Литературная мастерская 1. Один из исследователей утверждал, что «...в романе имеется три
главных временных среза, заданные уже в самом начале повествования
словами Воланда о том, что он присутствовал и за завтраком у Канта, и
в Ершалайме». Согласны ли вы с такой моделью композиции? Какие
важнейшие события происходят в каждом из временных пластов?
2. Почему, по-вашему, Мастеру не находится места в его эпохе, в его
времени?
3. По мнению одного из критиков, Булгаков своим романом словно
предлагал читателю стать его учеником, вместе с ним и с его
научиться искать и находить Истину. А чему научил этот роман вас?
4. Финал романа может показаться торжеством справедливости. Но
что в конечном счёте выше для автора: справедливость или любовь и
милосердие?
один из таких случаев, который вывел мужа из равновесия. Он начинает нервничать, впадает в уныние. Жена же не сдается и начинает искать выход из создавшегося положения. Она предлагает почти авантюрный выход, но все решается как нельзя лучше.
В этом рассказе показана сила духа , выдержка, находчивость жены, муж же показан слабым, безвольным, не справиться с создавшимися положением.
Во всем творчестве Щедрина, в сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры - в образах хищников. Героями сказки «Самоотверженный заяц» выступают обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня... ха-ха... и помилует!» Хищники остаются хищниками. Зайцев не что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили». Заяц привык повиноваться, он раб покорности. Отпущенный волком на побывку к невесте, заяц торопился вернуться к указанному сроку. Он «слово, вишь, дал, а заяц своему слову – господин» . Как видим, заяц благороден. И это напрасное благородство по отношению к волку имеет источником рабскую покорность. В образе самоотверженного зайца Щедрин обобщил ту разновидность рабской психологии, в которой повиновение пересиливало инстинкт самосохранения и возводилось в степень благородства. Сказка заканчивается словами волка: «… сидите, до поры до времени… , а впоследствии я вас… ха-ха… помилую! » Автор клеймит укоренившуюся в народных массах психологию рабской верности господам, а эту верность можно расценивать как предательство своих классовых интересов.