ЛИТЕРАТУРА
Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй»:
y рассказ о лечебнице для алкоголиков;
y рассказ о случае под Тобольском-городом;
y рассказ о «праведной земле»;
y рассказ о том, «для чего люди живут».
y рассказ о Сибири, «золотой стороне»;
Какую закономерность вы обнаружили?
y рассказ о загробном мире, обещание успокоения;
Где появлялся Печорин, там случалась беда. В главе "Бэла" он влюбился в "дикарку", добился её любви, а после недолгой победы его чувства остыли. Даже после смерти Бэлы он не желал её вспоминать. Для него любовь - лишь игра.
Тоже самое произошло и с юной Мери, которую Печорин соблазнил, а затем прямо в лицо сказал о том, что не любит её. Этим самым он разрушил те молодые грезы девушки.
Что казается дружбы, и тут Печорин поражает своей точкой зрения: он не верит в то, что друзья нужны в жизни, поэтому у него нет друзей. Вернера он считал приятелем, Максима Максимыча, с которым он долгое время жил рука об руку в крепости, принял холодно и отстраненно после нескольких лет разлуки.
Но одной из ярких черт в его характере является честь и отвага. Печорин не побоялся сражаться на дуэли с предателем и подлецом Грушницким, лишь бы доказать ему, что он был не прав, отстоять свое честное имя.
Первый период творчества Жуковского исследователями часто называется «элегическим», так как основным жанром его лирики становится элегия. Элегия как жанр зародилась еще в древней Греции и первоначально была связана с надгробными причитаниями и плачами. Русский поэт 18 века Д.Сумароков назвал элегию «плачевной музы глас». Впоследствии элегия приобрела жанровые признаки произведения грустного, философского содержания, в котором поэт размышляет о вечных ценностях жизни, о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Как правило, такие размышления рождаются на лоне природы, бесконечной, таинственной, живущей самостоятельной жизнью, постоянно обновляющейся. Чаще всего поэт выбирает такое время года и суток, когда эта изменяемость и загадочность видны особенно отчетливо — это осень, весна, вечер, ночь.
Все эти особенности ярко проявляются в элегии Жуковского «Вечер» (1806).
Элегия начинается с лирического, эмоционального описания природы, в котором уже проявляются типические черты поэтики Жуковского — выразительные, точные, неповторимые эпитеты (художественные определения), метафоры (скрытые сравнения, перенос особенностей одного явления на другое по сходству), олицетворения, наделяющие умением мыслить и чувствовать неодушевленные предметы и явления природы. Например: дремлющая природа, пленительный закат, колеблющийся град, златые стада, «сладко в тишине у брега струй плесканье» — эпитеты; «К протекшим дням лечу воспоминаньем», «тащиться суждено до бездны гробовой» — метафоры, «последний луч зари на башне умирает», «рощи спят», «лик луны» — олицетворения.
Ритмика элегии — наличие риторических обращений, вопросов и восклицаний — тоже передаче нюансов душевного состояния лирического героя. Благодаря такому приему особенно явственно ощущается слияние поэта с природой, благотворное погружение в нее, рождающее мысли о вечном.
Поэт сосредоточен на природе, поэтому замечает ее беспрестанное движение даже там, где на первый взгляд все может показаться застывшим и статичным. Динамика природы передается через глаголы несовершенного вида, создающие впечатление того, что состояние природы меняется на наших глазах
От созерцания природы поэт переходит к грустным раздумьям о быстротечности жизни: «О дней моих весна, как быстро скрылась ты / С твоим блаженством и страданьем!». Поэт тоскует о том, что ему уже никогда «не зреть соединенья» друзей, так радовавших его в молодости. Он чувствует свое одиночество
Но бесконечность и обновляемость мира природы рождают в душе поэта светлые чувства, изгоняя уныние, и поэт, «лиру соглася с свирелью пастухов», поет «Светила возрожденье». Если в начале стихотворения «последний луч зари на башне умирает» и земля погружается в сон под зыбким и печальным светом луны ущербной, то в конце стихотворения ночь постепенно перетекает в утро. Жизнь продолжается. Но все же основной настрой стихотворения — печальный, элегический, но печаль эта сладостна для сердца поэта: Пусть всяк идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных.
Элегия «Воспоминание» связана с личной драмой Жуковского, беззаветно любившего свою племянницу и ученицу Машу Протасову, умершую совсем молодой. Эта элегия, как и многие другие произведения Жуковского, положена на музыку и стала известным романсом. В ней говорится о сладостной боли воспоминаний, которая значительней и глубже, чем отупение беспамятства
Элегия «Море» (1822) приветствует не гармонию покоя, а гармонию движения, борьбы стихий и борьбы страстей, чувств. Море наполнено тревожной думой, в нем есть глубокая тайна, динамика противоположностей
Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым. Мечта недостижима и ирреальна. Такова концепция мира поэта-романтика.
Наибольшую известность Жуковскому принесли его . Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычный случай; многие связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями, часто с трагической, мистической развязкой.
хотя и появилась в русской литературе до Жуковского, например, Карамзина «Раиса», но ранние русские в целом незамеченными, потому что в них не было лиризма, одушевившего Жуковского. Романтическое начало баллад Жуковского проявляется в тяготении к народной фантастике, экзотике, тематике средневековья, поэзии «тайн и ужасов». Главное даже не в фантастике, а в понимании душевной жизни как сложного комплекса, имеющего и земной, и мистический смысл.