В 90-х гг. 19 в. в литературе и искусстве вообще появляются модернистские направления, отвергающие реализм – декадентство и символизм. Символизм приносит новое развитие поэзии, считается одной из вершин русской литературы, обозначается как серебряный век русской литературы.
Однако продолжаются и реалистические традиции, иногда именуемые как „неореализм“.
Иван Бунин (1870-1953)
Бунин
В творчесте Бунина сочетаются реализм, натурализм, импрессионизм и декадентство. Бунин - выдающийся рассказчик (лирические, социально-критические рассказы, истории любви, описания природы) и блестящий стилист. Из-за тем его проз (жизнь в деревне и дворянских деревенских усадьбах) автора называли „певцом уходящей патриархальной России“. Бунин не принял революцию и эмигрировал из России.
Темные аллеи - цикл рассказов
Жизнь Арсеньева - автобиографический роман, за который был Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
Максим Горький (1868-1936)
Горький
Горький - это тип писателя, который всегда принимал участие в общественной работе. В своих ранних произведениях описал повседневность России, жизнь людей.
На дне - пьеса, действие происходит в ночлежном доме. В символистических образах воспевал сильных героических личностей.
После революции не только Ленину и Сталину с формированием нового социалистического искусства, но и многим писателям, которые попали в трудное жизненное положение.
Жизнь Клима Самгина - эпопея. Горький возвращается к широкому полотну дореволюционной России.
Модернистские направления
Декадентство
Декадентское искусство выражает „усталость от конца столетия“, депрессивные настроения, разочарование, напрасность жизни.
Символизм
Символизм изображает действительность посредством многозначного символа, сложных метафор, художников интересует скрытый смысл. Искусство проникнуто мистицизмом, религиозностью.
Символисты по-новому подходят к поэтическому языку, подчеркивают мелодичность стиха, сближаются с его музыкой.
Две поколения русских символистов – поколение 90 гг. (Д. Мережковский), младшие символисты начала 20 в. (А.Блок, А. Белый) – развивают, кроме поэзии, и прозаические жанры (экспериментальный роман Белого Петербург), драматические жанры и эссе.
Александр Блок (1980-1921)
Блок
Блок - талантливый наследник Пушкина и Лермонтова. Свои символистские стихи посвящал Петербургу, любви и женщине.
Стихи о прекрасной даме - сборник стихов, где создан образ женщины как таинственного, неземного существа.
В отличие от других символистов, Блок отнесся к революции положительно. В поэме Двенадцать представляет революцию как религиозное дело: 12 красноармейцев, как двенадцать апостолов, шагают по улицам революционного Петрограда, и в конце пути их ждет Христос.
Доклад на тему "Литература 20 века"Краткий доклад:
Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим — глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глубин человеческой души, понять не только социальную сущность личности, но и ее психологию и подсознание, т.е. усилилось антропологическое начало.
В реализме начала XX века переплетались различные тенденции, связанные с усвоением писателями традиций Л. Толстого, Ф. Достоевского. В творчество реалистических писателей органично вписывались импрессионистические, экспрессионистские стилевые черты, усиливалась роль жизнеощущений самого писателя в повествовании.
Поэзия начала XX в. переживает небывалый взлет. Недаром этот период назван «серебряным веком» русской поэзии. Наиболее яркими в это время были модернистские течения: символизм, акмеизм и футуризм. Материал с сайта //iEssay.ru
Модернизм явился в определенной мере порождением глубокого кризиса в европейской культуре в конце XIX — начале XX в. Кризис характеризовался разочарованием в прежних общественных идеалах, пересмотром моральных ценностей, утратой веры в силу научного познания, вспышкой увлечения мистицизмом и идеалистически-религиозной философией; ощущение отчужденности мира от человека, враждебность действительности, неустойчивость и относительность всего выводили к метафизическим, надличностным основам и ценностям, к уходу в субъективный мир личности.
В 90-х гг. 19 в. в литературе и искусстве вообще появляются модернистские направления, отвергающие реализм – декадентство и символизм. Символизм приносит новое развитие поэзии, считается одной из вершин русской литературы, обозначается как серебряный век русской литературы.
Однако продолжаются и реалистические традиции, иногда именуемые как „неореализм“.
Иван Бунин (1870-1953)
Бунин
В творчесте Бунина сочетаются реализм, натурализм, импрессионизм и декадентство. Бунин - выдающийся рассказчик (лирические, социально-критические рассказы, истории любви, описания природы) и блестящий стилист. Из-за тем его проз (жизнь в деревне и дворянских деревенских усадьбах) автора называли „певцом уходящей патриархальной России“. Бунин не принял революцию и эмигрировал из России.
Темные аллеи - цикл рассказов
Жизнь Арсеньева - автобиографический роман, за который был Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
Максим Горький (1868-1936)
Горький
Горький - это тип писателя, который всегда принимал участие в общественной работе. В своих ранних произведениях описал повседневность России, жизнь людей.
На дне - пьеса, действие происходит в ночлежном доме. В символистических образах воспевал сильных героических личностей.
После революции не только Ленину и Сталину с формированием нового социалистического искусства, но и многим писателям, которые попали в трудное жизненное положение.
Жизнь Клима Самгина - эпопея. Горький возвращается к широкому полотну дореволюционной России.
Модернистские направления
Декадентство
Декадентское искусство выражает „усталость от конца столетия“, депрессивные настроения, разочарование, напрасность жизни.
Символизм
Символизм изображает действительность посредством многозначного символа, сложных метафор, художников интересует скрытый смысл. Искусство проникнуто мистицизмом, религиозностью.
Символисты по-новому подходят к поэтическому языку, подчеркивают мелодичность стиха, сближаются с его музыкой.
Две поколения русских символистов – поколение 90 гг. (Д. Мережковский), младшие символисты начала 20 в. (А.Блок, А. Белый) – развивают, кроме поэзии, и прозаические жанры (экспериментальный роман Белого Петербург), драматические жанры и эссе.
Александр Блок (1980-1921)
Блок
Блок - талантливый наследник Пушкина и Лермонтова. Свои символистские стихи посвящал Петербургу, любви и женщине.
Стихи о прекрасной даме - сборник стихов, где создан образ женщины как таинственного, неземного существа.
В отличие от других символистов, Блок отнесся к революции положительно. В поэме Двенадцать представляет революцию как религиозное дело: 12 красноармейцев, как двенадцать апостолов, шагают по улицам революционного Петрограда, и в конце пути их ждет Христос.
Начало XX в. характеризуется обогащением литературы критического реализма, появлением произведений социалистического реализма, развитием модернистских течений. Фоном литературных поисков было бурное развитие капиталистических отношений и революционного движения марксистского характера, а наряду с этим — глубокие религиозно-философские теории, возникающие в условиях тотального кризиса всех сторон жизни. В литературе усилилось стремление дойти до самых глубин человеческой души, понять не только социальную сущность личности, но и ее психологию и подсознание, т.е. усилилось антропологическое начало.
В реализме начала XX века переплетались различные тенденции, связанные с усвоением писателями традиций Л. Толстого, Ф. Достоевского. В творчество реалистических писателей органично вписывались импрессионистические, экспрессионистские стилевые черты, усиливалась роль жизнеощущений самого писателя в повествовании.
Поэзия начала XX в. переживает небывалый взлет. Недаром этот период назван «серебряным веком» русской поэзии. Наиболее яркими в это время были модернистские течения: символизм, акмеизм и футуризм. Материал с сайта //iEssay.ru
Модернизм явился в определенной мере порождением глубокого кризиса в европейской культуре в конце XIX — начале XX в. Кризис характеризовался разочарованием в прежних общественных идеалах, пересмотром моральных ценностей, утратой веры в силу научного познания, вспышкой увлечения мистицизмом и идеалистически-религиозной философией; ощущение отчужденности мира от человека, враждебность действительности, неустойчивость и относительность всего выводили к метафизическим, надличностным основам и ценностям, к уходу в субъективный мир личности.