ЛИТЕРАТУРА: Работа с содержанием повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
1) Какими параметрами задана система персонажей в рассказе?
2) Каково место главного героя в этой системе?
3) Каких героев автор выделяет из общей массы? Почему?
4) Чем выделяется среди этих героев Иван Денисович?
5) По каким нравственным законам живёт герой повести? Обратите внимание на то, как он относится ко всему, что сотворено руками человека, поддерживает его жизнь. Найдите детали, характеризующие Ивана Денисовича.
6) Как относится Шухов к тем, с кем он работает в бригаде? Как относятся к нему члены бригады: бригадир Тюрин, каменщик Кильдис, глухой Клевшин, юноша Гопчик и др.?
7) Можно ли сказать, что Шухов — «страшно одинокий»?
8) Каково отношение Шухова к работе, к делу? Для ответа сопоставьте эпизоды мытья полов в надзирательской конторе и кладки стены в ТЭЦ (в начале и в конце повести).
9) Почему так различно поведение героя? Как вы относитесь к умению Шухова услужить? Найдите размышления героя о его военном о том, как он бежал из плена и был обвинён в измене Родине. (Эпизод: разговор с Кильдисом во время работы на строительстве ТЭЦ.)
10) Можно ли сказать, что Шухов на войне пассивен, слаб душой?
11) Можно ли винить его в том, что на следствии он выбирает жизнь («подпишешь — хоть поживёшь ещё малость»)?
12) Шухов помнит слова первого лагерного бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму (надзирателю) ходит стучать». Докажите, что Шухов верен этим заветам.
13) От чьего имени ведётся повествование? Чья позиция выражается: автора или героя? Как называется подобный изображения? Зачем он избран автором?
Рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные проблемы: верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.
Краткий пересказ «Кавказского пленника ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочитать его полный вариант.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/kavkazskiy-plennik
Объяснение:
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури.. .
И спорить стало ей невмочь.. .
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъярённых вод.
Но силой ветров от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело - воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружён.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Чёлны
С разбега стёкла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждёт.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь ещё Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть» . Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли cтогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил - из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
и страхом обуялый
И дома тонущий народ.