Литература. Контроль чтения. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» гл.1- 5 1 вариант.
1. В каком веке происходит действие повести? 19 век
2. В какой полк ещё до рождения зачислен Пётр Гринёв?
3. Кто занимался воспитанием Петруши до двенадцати лет?
4. Почему француз учитель изгнан из дома Гринёвых с позором?
5. В каком возрасте главный герой покинул родительский дом?
6. Какие наставления отец дал сыну при прощании с ним?
7. Какую сумму и кому Пётр задолжал в первый же день самостоятельной жизни?
8. О чём идёт речь в следующих словах: «Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе»?
9. Почему ямщик предлагал Петру прервать путешествие в степи?
10. Чья внешность охарактеризована в следующих словах: «..он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок…»?
11. Почему, по мнению Савельича, постоялый двор «походил на разбойническую пристань»?
12. Какие слова пропущены в следующей реплике: «…Зачем ему твой………? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке»?
13. Почему вид Белогорской крепости разочаровал Петра?
14. Как Швабрин оказался в Белогорской крепости?
15. Что заставило Василису Егоровну произнести эти слова: «…не печалься, что тебя упекли в наше захолустье. Не ты первый, не ты последний. Стерпится , слюбится..»?
16. Чья внешность охарактеризована в следующих словах: «…вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели…»?
17. За что Швабрин потребовал от Гринёва сатисфакции?
18. Почему участники несостоявшейся дуэли чуть не оказались под арестом?
19. Что вызвало у Петра Гринёва эти чувства: «Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая…»?
20. Почему, несмотря на согласие Маши, их венчание с Петром не состоялась?
21. Чем вызваны эти чувства Петра: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие…Дух мой упал…Я боялся …сойти с ума…»?
Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.
На третий год село подвергается набегу кочевников и возвращается к прежнему — дореформенному — состоянию; исчезают зелёные насаждения, пропадает вода. Разгневанная Нарышкина пытается вступает в диалог с вождём племени; в ответ на её претензии тот поясняет, что в действиях его людей нет злого умысла. Отметив про себя, что вождь неглуп, Мария Никифоровна отправляется с докладом в отдел народного образования. Заведующий, выслушав учительницу, предлагает ей переехать в Сафуту — село, в котором живут кочевники. Они тоже должны получить знания о культуре песков. Нарышкина колеблется; ей не даёт покоя вопрос, должна ли она отказаться от личной жизни ради преобразования пустынных земель. Тем не менее молодая женщина соглашается. Чиновник, не скрывая удивления, признаёт, что Мария Никифоровна могла бы управлять «не только школой, но и целым народом».