Дружить Жилин и Дина начали не с первых дней знакомства. Эти герои рассказа - представители разных народностей: он - офицер русской армии, попавший в плен к горцам, она - татарская дочка. Ее отец - Абдул-Мурат - на время стал хозяином Жилина.
Впервые герои встречаются, когда Дина приносит русскому пленнику воды. Тринадцатилетняя длинноволосая девочка в синей длиннющей рубахе в этот момент выглядит очень испуганной. Когда офицер подает кувшин обратно, она отпрыгивает от него, словно горная коза.
А вот после того, как Жилин освоился в ауле и начал выделывать всякие побрякушки, он вылепил куклу и, одев ее в наряды татар, оставил на крыше. Увидев это, Дина зовет других девочек-татарок посмотреть на чудную игрушку. А после того, как Жилин уходит в сарай, и вовсе забирает куклу. У девочки впервые появляется кукла-подружка, однако ее разбивает злая старушка. Огорчение девчонки не понравилось Жилину, поэтому он делает куклу, которая выглядит намного лучше. Вот так и завязывается дружба между героями.
Дине было известно, что кавказские пленники не доедают, и она втайне от всех приносила Жилину поесть. Это было и молоко, и лепешки из сыра, а еще - кусок бараньего мяса. Уже с первых строк рассказа видно то, что и татарская девочка, и русский офицер всегда были готовы прийти на людям, независимо от их национальности. Кстати, именно Дина Жилину совершить второй побег. Когда он с Костылиным сидел в глубокой яме и понимал, что отсюда самому никак не выбраться, девочка навестила их. Она пришла забрать фигурки лошадей и собак, которые Жылин вылепил для нее из глины. На второй девочка снова приходит к яме и сообщает Жилину, что их планируют убить. Офицер просит ее им, но Дина отказывается.
И когда надежда на почти иссякает, в яму падает длинный шест, по которому Жилин выбирается на поверхность. Татарская дочка пленнику разбить кандальный замок. А после того, как осознает, что больше не увидит своего друга, сильно плачет. Дружба Дины и Жилина - настоящая. Девочка, которой всего тринадцать лет, делает то, на что не часто решаются взрослые. Она Жилина от верной смерти, а он на мгновенье дарит ей частичку детства.
Обращение "Алеша" использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах "бесконечные, злые дожди" сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные, злые слезы. Самое страшное –мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И. эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки. В таком ракурсе первая строка стихотворения звучит, как крик душевной боли. Эпитет " усталые женщины" подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, какая работа в прифронтовой полосе, усталые от безнадежности ситуации, от горя. Сравнение кринки несли, " прижав, как детей, от дождя их к груди"- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза. И вдруг среди печальных строк появляется эпитет "великая Русь". Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе "горькое сегодня и великое в исторической памяти" стали подбирать из текста средства выразительности. В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты " злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам) , вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха", гипербола "слезами измеренный тракт",сравнение "как на смерть одетый старик", инверсия "только пожарища по русской земле раскидав позади", "умирают товарищи", "пули пока еще милуют". Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем! " В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру? Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты "великая Русь", "русские околицы", "кресты на русских могилах", "русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина", "песня женская" (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека) , "милая горькая земля", метафора "Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых". Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле. После анализа средств выразительности мы понимаем позицию автора и легко сформулировали основные проблемы : нравственно-психологическая - душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема –значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений. Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой "трижды поверив, что жизнь уже вся… ", где К. Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента. Таким образом, средства выразительности произведения не только понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.
Дружить Жилин и Дина начали не с первых дней знакомства. Эти герои рассказа - представители разных народностей: он - офицер русской армии, попавший в плен к горцам, она - татарская дочка. Ее отец - Абдул-Мурат - на время стал хозяином Жилина.
Впервые герои встречаются, когда Дина приносит русскому пленнику воды. Тринадцатилетняя длинноволосая девочка в синей длиннющей рубахе в этот момент выглядит очень испуганной. Когда офицер подает кувшин обратно, она отпрыгивает от него, словно горная коза.
А вот после того, как Жилин освоился в ауле и начал выделывать всякие побрякушки, он вылепил куклу и, одев ее в наряды татар, оставил на крыше. Увидев это, Дина зовет других девочек-татарок посмотреть на чудную игрушку. А после того, как Жилин уходит в сарай, и вовсе забирает куклу. У девочки впервые появляется кукла-подружка, однако ее разбивает злая старушка. Огорчение девчонки не понравилось Жилину, поэтому он делает куклу, которая выглядит намного лучше. Вот так и завязывается дружба между героями.
Дине было известно, что кавказские пленники не доедают, и она втайне от всех приносила Жилину поесть. Это было и молоко, и лепешки из сыра, а еще - кусок бараньего мяса. Уже с первых строк рассказа видно то, что и татарская девочка, и русский офицер всегда были готовы прийти на людям, независимо от их национальности. Кстати, именно Дина Жилину совершить второй побег. Когда он с Костылиным сидел в глубокой яме и понимал, что отсюда самому никак не выбраться, девочка навестила их. Она пришла забрать фигурки лошадей и собак, которые Жылин вылепил для нее из глины. На второй девочка снова приходит к яме и сообщает Жилину, что их планируют убить. Офицер просит ее им, но Дина отказывается.
И когда надежда на почти иссякает, в яму падает длинный шест, по которому Жилин выбирается на поверхность. Татарская дочка пленнику разбить кандальный замок. А после того, как осознает, что больше не увидит своего друга, сильно плачет. Дружба Дины и Жилина - настоящая. Девочка, которой всего тринадцать лет, делает то, на что не часто решаются взрослые. Она Жилина от верной смерти, а он на мгновенье дарит ей частичку детства.
И вдруг среди печальных строк появляется эпитет "великая Русь". Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе "горькое сегодня и великое в исторической памяти" стали подбирать из текста средства выразительности.
В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты " злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам) , вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха", гипербола "слезами измеренный тракт",сравнение "как на смерть одетый старик", инверсия "только пожарища по русской земле раскидав позади", "умирают товарищи", "пули пока еще милуют". Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем! " В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?
Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты "великая Русь", "русские околицы", "кресты на русских могилах", "русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина", "песня женская" (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека) , "милая горькая земля", метафора "Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых". Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.
После анализа средств выразительности мы понимаем позицию автора и легко сформулировали основные проблемы : нравственно-психологическая - душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема –значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.
Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой "трижды поверив, что жизнь уже вся… ", где К. Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента.
Таким образом, средства выразительности произведения не только понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.