Этих дней не смолкнет слава! С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью до¬быта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа."Все для фронта, все для победы! " - этот лозунг стал глав¬ным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной си¬лой на трудовом фронте. Мои земляки - волжане сделали много для победы над фаши¬стской Германией. С запада страны в Куйбышев было эвакуировано много военных заводов. Куйбышев стал важным индустриальным центром. Я читал много рас¬сказов о том, как мальчишки военнойпоры простаивали за станками по двенадцать - четырнадцать часов для того чтобы их отцы и братья скорее вернулись с фронта. По фронтовому трудилась молодежь и на селе. Ведь для фронто¬виков и для рабочих нужен был хлеб. Школьники взрослым растить и убирать урожай. Они пропалывали посевы, косили сено, убирали овощи.В области стали создаваться женские тракторные бригады. Моя бабушка, Тимрязанская Мария Ивановна, работала в женской тракторной бригаде Галины Лазаревой. Это была первая женская тракторная бригада, созданная в Ставропольском районе во время войны. Бабушка закончила школу механизаторов, работала штурвальным на комбайне, а потом трактористкой на "Универсале".Работать нужно было от темна до темна. В осенне-зимнюю пору нужно было заниматься ремонтом техники. Помещения были холод¬ными. Бабушка рассказывала, что даже ноги примерзали к сапогам. Но нужно было работать, ведь на фронте гибли люди. К сожалению, ба¬бушка рано ушла из жизни, а я так мало слышал ее рассказов. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны.
Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.
Центральное место в жизни и творчестве автора занимает именно эта поэма, которая явилась плодом многолетнего труда, наблюдений, исследований крестьянской жизни, наиболее полно отразила быт, обычаи, нравы крестьян.
Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.
Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе.
Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение — закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы — поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.
К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина “хлеб духовный - выше хлеба насущного”.
Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть “долюшки женской”. Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.
Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.
Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.
Наряду с “народными заступниками” в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, о всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.
На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.
Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.
Центральное место в жизни и творчестве автора занимает именно эта поэма, которая явилась плодом многолетнего труда, наблюдений, исследований крестьянской жизни, наиболее полно отразила быт, обычаи, нравы крестьян.
Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.
Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе.
Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение — закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы — поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.
К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина “хлеб духовный - выше хлеба насущного”.
Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть “долюшки женской”. Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.
Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.
Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.
Наряду с “народными заступниками” в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, о всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.
На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.