Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (15.01.1826, село Угол Тверской губернии –28.04.1889, Петербург) – писатель. Выступал под псевдонимом Н.Щедрин.С 14 января 1865 года по 2 декабря 1866 года жил в Пензе, куда был назначен приказом министра финансов председателем Пензенской казенной палаты. По долгу службы Михаил Ефграфович контролировал состояний торговли и промыслов, пытался организовать четкую работу губернского и уездных казначейств, круто расправлялся с помещиками – неплательщиками недоимок, защищал интересы разоряемых «временнообязанных», выступал против казнокрадства и лихоимства. Как председатель казенной палаты Салтыков-Щедрин часто бывал в Чембаре, Мокшане, Нижнем-Ломове, Керенске, Наровчате, Инсаре, Городище и других уездах губернии, которые довольно часто упоминаются в произведениях писателя. Именно пензенские наблюдения о пореформенной жизни и быте крестьян легли в основу цикла фельетонов «Круглый год», «пошехонский рассказы»; очерков «Глуповское распутство», «За рубежом»; сатиры «Испорченные дети», «Зиждитель», «Дневник провинциала в Петербурге».За время своего пребывания в Пензе Михаил Ефграфович создал при казенной палате библиотеку для служащих, а также кассу взаимо неслыханное для того времени дело». Сын писателя – Константин, живший в Пензе и сотрудничавший в губернских «Ведомостях», а при Советской власти – в «Трудовой правде», вспоминал, что, когда его отец «покинул Пензу, служащие устроили ему самые теплые проводы. Многие плакали, расставаясь со взыскательным, но, вместе с тем, справедливым начальником».В Пензе имя писателя носят улица и городская библиотека №2. На доме №8 по улице Белинского, где располагалась казенная палата, установлена мемориальная доска.
Гораздо тяжелее представить себе типическую ситуацию и описать её без фотографического сходства с ситуациями аналогическими, нежели воспроизвести увиденное с полной точностью, что больше является работой журналиста, а не писателя. Л.Н. Толстой этим высказыванием хочет подчеркнуть, что работа писателя очень тяжела что стремление отразить характерные типы людей и их отношений требует огромного душевного напряжения, потому что, наблюдая частные проявления таких взаимоотношений, надо ещё суметь выделить наиболее обобщённый компонент и правильно показать именно его. Приведённые слова Л.Н. Толстого говорят об огромном трудолюбии писателя, о том, что точное выражение идеи требует сложнейшей работы, которая продолжается даже после опубликования произведения, потому что писатель как человек тоже развивается, и за время он мог понять неч то такое, на что не обратил внимания при первоначальном написании. Когда происходит такой внутренний рост, то можно надеяться, что каждое новое произведение станет открытием, что проникновение писателя в глубь жизни, его творческий талант постоянно растёт.
Приведённые слова Л.Н. Толстого говорят об огромном трудолюбии писателя, о том, что точное выражение идеи требует сложнейшей работы, которая продолжается даже после опубликования произведения, потому что писатель как человек тоже развивается, и за время он мог понять неч то такое, на что не обратил внимания при первоначальном написании. Когда происходит такой внутренний рост, то можно надеяться, что каждое новое произведение станет открытием, что проникновение писателя в глубь жизни, его творческий талант постоянно растёт.