Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину! Н. Гоголь. Тарас Бульба Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь. Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ «колыбели» вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю. Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «...все, что могло Все подымалось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска...» Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!» Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь». Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь царили строгие (и даже жестокие порой), но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство. В остальном же «Сечь представляла необыкновенное явление». Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли «батьком»
Ожно назвать его творение «И скучно и грустно». Теми вопросами, которыми задается в нем Лермонтов, хотя бы раз в жизни задавался любой мыслящий и тонко чувствующий человек:Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. Его лирические герои задыхаются в атмосфере лицемерия и жестокости общества. Высший свет в период николаевской реакции был миром фальши, лжи и скуки. В нем были полностью обесценены искренние чувства и живые мысли. Лермонтовский герой говорит о своем разочаровании в человеческих отношениях и ставит под вопрос ценность земного существования.
А вечно любить невозможно. Его лирические герои задыхаются в атмосфере лицемерия и жестокости общества. Высший свет в период николаевской реакции был миром фальши, лжи и скуки. В нем были полностью обесценены искренние чувства и живые мысли. Лермонтовский герой говорит о своем разочаровании в человеческих отношениях и ставит под вопрос ценность земного существования.