Кто из писателей того времени был восхищен мастерством художественной типизации действительности, которое проявил Пушкин в «Капитанской дочке»? В какой форме написана пушкинская повесть?
На фоне каких событий разворачиваются судьбы героев повести?
Какие два лагеря противопоставлены в исторической части повести? Кто их возглавляет?
С какой целью автор вводит в текст повести «зеркальное» композиционное построение, связанное с образом Емельяна Пугачева и Екатерины 2?
Гомер (ок. VIII в. до н. э. ) - легендарный древнегреческий поэт. Восемь античных жизнеописаний Гомера, приписываемых Геродоту, Плутарху и др. , противоречивы и недостоверны. Местом его рождения называют ряд городов и островов - Аргос, Афины, Иос, Итака, Кимы, Кнос, Колофон, Микены, Пилос, Родос, Смирна, Хиос и др. Мифологична его родословная - в числе его предков называют певцов Мусея и Орфея, в роли отца выступает бог Аполлон, бог реки Мелет (отсюда первое имя Гомера "Мелесиген", рожденный Мелетом) , Телемах и пр. , матерью его считают Метиду, Каллиопу, Эвметиду и др. нимф. В биографиях сообщается, что он ослеп (слово "гомер" на эолийском диалекте значит "слепой", другие возможные значения - "заложник", "пророк", "поэт"), был вдохновлен Музами на создание песен, скитался по Греции, в основном по Малоазийскому побережью, участвовал в поэтических состязаниях, соревновался якобы с Гесиодом, а скончался на острове Иос, где показывали его могилу.
Труден и практически неразрешим из-за утраты многих текстов вопрос об авторстве произведений, приписывающихся Гомеру. Вплоть до эпохи эллинизма многие греки считали его создателем не только "Илиады" и "Одиссеи", но и целого ряда "киклических" поэм, связанных с мифами о Троянской войне, - это "Фиваида", "Киприи", "Малая Илиада" и др. Кроме того, Гомер слыл творцом цикла из 33 "гомеровских гимнов", воспевающих олимпийских богов, и шуточно-пародийных эпосов "Маргит" и "Война мышей и лягушек" ("Батрахомиомахия").
"Гомеровский вопрос" возник в эпоху эллинизма, когда некоторые филологи александрийской школы, т. н. "разделители" ("хоризонты"), опираясь на текстологический анализ, выдвинули предположение, что "Илиада" и "Одиссея" созданы двумя разными поэтами. Вообще, величайшее почтение к Гомеру не помешало античным мыслителям высказывать и критическое отношение к нему - в плане религиозном, морально-педагогическом, эстетическом.
Более осторожным в своих подходах к Гомеру был выдающийся ученый Аристарх Самофракийский (III - II вв. до н. э.) . Опираясь на взгляды Аристотеля, Аристарх истолковывал Гомера именно как великое произведение искусства, вопреки мнению "хоризонтов", он отстаивал авторство Гомера по отношению к обеим поэмам.
Сохранение и дальнейшее комментирование "Илиады" и "Одиссеи" - это заслуга византийских ученых. В странах Западной Европы подлинный Гомер вплоть до эпохи Возрождения был неизвестен. Начиная с XVI в. гомероведение возрождается, причем особенно интенсивно оно развивается последние двести лет. В XIX в. оформляются три конкурирующих теории, которые в различных своих модификациях доживают и до наших дней.
К. Лахман становится "охотником за малыми песнями", из которых, по его мнению, и складывается гомеровский эпос.
Позиции "унитариев", т. е. сторонников единства двух поэм, защищает Г. -В. Нич.
Дж. Грот отстаивает теорию "основного ядра" - гомеровского текста, на который позднее наслаивались различные добавления.
Новый импульс спорам между этими направлениями был дан в конце XIX в. знаменитыми раскопками Трои, проведенными Г. Шлиманом и другими археологами, открытиями в области эгеистики.
Но и сейчас личность Гомера остается загадкой. Хочется верить - это действительно был гениальный певец, которому удалось создать великолепные произведения, в которых фольклор и собственно литература органически соединились в неповторимом синтезе.а Учи