Главным содержанием произведений конца 1914 – начала 1915 годов является трагическое положение деревни в годы войны, когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на войну. В стихотворении "Край ты мой заброшенный...» дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя.
Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес. некошеный сенокос, монастырь да избы, вросшие в землю, гать (насыпь, плотина). Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в природе. Только вороны бьют крылами в окно, предвещая беду, и "черемуха машет рукавом», как бы с теми, кто ушел на войну. Нищета задавила деревеньку из пяти изб. Их число не случайно, так же как пять частей-главок в маленькой поэме "Русь» и в "Анне Снегиной» - на руке пять перстов; православная церковь о пяти главах; на пяти просвирах обедня и т. д. Нищая деревенька похожа на заброшенный храм.
Главным содержанием произведений конца 1914 – начала 1915 годов является трагическое положение деревни в годы войны, когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на войну. В стихотворении "Край ты мой заброшенный...» дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя.
Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес. некошеный сенокос, монастырь да избы, вросшие в землю, гать (насыпь, плотина). Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в природе. Только вороны бьют крылами в окно, предвещая беду, и "черемуха машет рукавом», как бы с теми, кто ушел на войну. Нищета задавила деревеньку из пяти изб. Их число не случайно, так же как пять частей-главок в маленькой поэме "Русь» и в "Анне Снегиной» - на руке пять перстов; православная церковь о пяти главах; на пяти просвирах обедня и т. д. Нищая деревенька похожа на заброшенный храм.