Контрольный тест по лирике М.Ю.Лермонтова 6 класс.
1. Что общего в тематике стихотворений М.Лермонтова « Тучи», «Листок», « На севере диком», « Утес», « Парус»?
а) пейзажные зарисовки; б) вольнолюбие; в) тема одиночества.
2.Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса листка?
а) изгнанничества, одиночества; б) бунтарства, стихийного порыва; в) страдания, тоски.
3. Куда спешит мятежный парусник Лермонтова?
а) ищет счастья; б) бежит от счастья; в) просит бури.
4.Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом;
б) непрочностью человеческих отношений;
в) бунтарством, мятежным непринятием мира.
5. Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»?
а) разлука двух влюбленных;
б) трагическая непреодолимость одиночества;
в) неразделенная любовь;
6.Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка;
б) противопоставления (антитезы) двух миров;
в) стремление к единению.
7. «Три пальмы» - это…
а) народная сказка; б )восточное сказание; в) притча.
8. Когда было написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»?
а) перед второй ссылкой на Кавказ в 1840 году;
б) во время учебы в Московском университете;
в) во время первой ссылки на Кавказ.
9. Какая строфа стихотворения «Тучи» полностью состоит из риторических вопросов?
а) первая; б) вторая; в) третья.;
10.В чем вы видите основную проблематику стихо¬творения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе;
б)трагическое столкновение красоты с законами бы¬тия;
в) роковой смысл ропота пальм на Бога.
11.Какой приём использует М.Лермонтов для создания поэтического колорита в данном отрывке:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем
12. Кого или что символизируют образы листка, паруса, утёса, сосны, туч в стихотворениях Лермонтова?
13. Что лежит в основе стихотворения «Парус»
а)повтор; б) антитеза; в)метафора.
14. Как назывется стилистический приём, используемый в стихотворении «Парус»: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
а) инверсия; б) повтор; в) антитеза;
15. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях: «нивы бесплодные», «тучка золотая», «бедный листочек»
а)сравнение; б) эпитет; в) метафора
16.Что называется стопой в стихотворении?
а) ударный слог; б) безударный слог;
в) объединение ударного слога с 1-м или 2-мя безударными.
17.Замените слово строфа синонимом:
а) предложение; б) строка; в) куплет;
18. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Парус».
а)хорей; б) ямб
19. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а)анапест; б) дактиль; в) амфибрахий.
20. Определите размер, которым написано стихотворение «На севере диком».
а) анапест; б) дактиль; в) амфибрахий.
В семье богатых помещиков родился слепой мальчик Петрусь. Мать очень любила и баловала его. Воспитанием мальчика занимался его дядя Максим. Приобщение Петра к музыке началось с его общения с Иоахимом – конюхом, великолепно умеющим играть на дудке и петь народные песни, которые очень нравились слепому мальчику.
Когда мама мальчика заметила его интерес к музыке, она привезла в дом пианино и стала приобщать его к игре на инструменте.
Однажды в монастыре Петрусь познакомился с другими слепыми юношами, он осознает полноту своего несчастья, но дядя не дает ему упасть духом, и вместе с другими слепцами Петрусь отправляется в странствие. Возвращается он совсем другим человеком, познав мир во всем его многообразии. Единственным другом Петруся была Эвелина, на которой он и женился. Все это время он занимался музыкой, брал уроки у знаменитого музыканта, и через три года сам стал талантливым музыкантом и выступал на площадях, радуя людей своим искусством.
Дядя Максим понимает, что он не зря прожил свою жизнь и сумел вырастить из Петруся достойного уважения человека.
Петр научился играть так, что "каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание." Это значит, что он нашел себя, нашел свое место в жизни, и неважно слепой ты или зрячий, здоров или болен, важно знать и понимать, зачем ты пришел на эту Землю, что можешь сделать для людей, какой оставить след...
Петр оставил свой след.
Цитата:
Максим опустил голову и думал: «Да, он прозрел… На место слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…»