Контрольное сочинение. Ребята, в тетрадях для контрольных и творческих работ по литературе будете писать сочинение по предложенному плану. Перед сочинением напишите эпиграф, текст сочинения приблизительно страница. Мы используем две сказки: А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсена «Снежная королева»
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет
Шота Руставели
План
Ӏ. Авторы и их сказки.
1. А.С. Пушкин
2. Х.К. Андерсен
ӀӀ. Добро и зло в сказках.
1. Добро: Герда и царевна, их животные, люди, природа)
2. Зло: Снежная королева и царица, их и единомышленники (старушка из цветника; старуха – разбойница; цветы, зеркала, тролль)
3. Общие идеи сказок.
ӀӀӀ. Уроки сказок. А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?
ХансКристиан Андерсен: самый известный сказочник во всём мире; мудрый сказочник; родился в Дании; пятьдесят лет писал сказки для детей и взрослых; автор ста семидесяти сказок.
«Снежная королева» - одна из самых поэтичных и красивых сказок.
Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт; необыкновенный интерес к народному творчеству; «Солнце русской поэзии»; создал пять сказок.
На первый взгляд сказки не похожи, но их идеи невероятно близки!
ӀӀ. Добро и зло в сказках
1. Добро:
а) Герда и царевна.
Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная.
Действия Герды.
Действия царевны.
б) Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся
Люди.
Природа.
2. Зло:
а) зеркало тролля; зеркало разума в чертогах Снежной королевы; зеркало царицы; финал – почему?
б) ледяной разум, замёрзшая красота, окружают символы смерти, владения не доступны солнечным лучам («холодно, пустынно, мёртво…»); прекрасная, но безжизненная;
царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется;
в) старушка из цветника; старуха – разбойница; цветы;
эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность.
3. Общие идеи сказок.
Противостояния:
добро – зло;
лето – зима;
жизнь – смерть;
любовь – равнодушие;
щедрость – жадность;
доброта – чёрствость;
память – забвение.
В сказках очень часто живой возвращает умершего в мир людей.
Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина и Андерсена?
ответ: Бескорыстная, горячая любовь.
ӀӀӀ. Уроки сказок.
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
А чему научили вас сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, и считаете ли вы себя добрыми?
А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?
Мещерский край пахнет родиной, детством, в нем и воздух, и луга, и воздух- особенно скромны, хотя и разнообразны.. Но что может быть привлекательнее свежих лугов, соснового бора и таинственных лесных озер ? Хорошо спрятаться в стогу до первого инея, днем ощущая на себе капли холодного осеннего дождя и прислушиваться к бубенчику заблудившейся коровы ? Природа не кажется равнодушной, хотя наверняка переживет меня... Богата Мещерская сторона своей природой и русской атмосферой, бередящей душу одинокого странника...
У.Шекспира «Король Лир» (1605-1606). Младшая и самая любимая дочь короля Лира. Лир, сообщая о своем решении отречься от престола и разделить свои владения между тремя дочерьми, предлагает им сказать, кто из них его «любит больше», чтобы он смог «…щедрость проявить // В прямом согласьи с заслугой каждой». Услышав ответ К. («…Я вас люблю, // Как долг велит,— не больше и не меньше»), взбешенный, не помнящий себя от ярости, Лир изгоняет дочь. К. надолго исчезает со страниц пьесы и появляется вновь в ее финале, когда она вместе с войском супруга своего Короля Французского вступает на земли Британии, чтобы отца от мести своих старших сестер, Реганы и Гонерильи, тех самых, чья притворная любовь и неприкрытая лесть оказались для их отца дороже, нежели ее искренность и прямодушие. К. и Лир обретают друг друга: Лир просит у дочери прощение; К. полна любви и нежной заботы о старом, немощном отце. Однако эта идиллия оказывается недолгой: взятые в плен войсками мятежных сестер, они оказываются в тюрьме, где по тайному приказу К. в ее камере «…повесили, сказав, // Что это ею сделано самою // В отчаяньи». Именно здесь, при виде мертвой К., приходит к Лиру окончательное прозрение. Его надежда, что она еще жива, и сменяющее ее отчаяние, когда он понимает, что надеяться не на что,— безмерны, беспредельны. Шекспироведами давно сделано наблюдение, что К. и Шут не случайно ни разу не возникают на страницах пьесы (а стало быть, и на сцене) одновременно: дело в том, что обе роли исполнял в шекспировской труппе один актер. Однако это обстоятельство, казалось бы, чисто внутритеатрального свойства, имеет глубинный, философский смысл; К. и Шут — два воплощения совести Лира: она — олицетворенная кротость, любовь, всепрощение; он — выражение «мудрости чудака», которая странным контрапунктом оттеняет перепад моментов безумия и глубочайшего прозрения Лира. Исполнительницы роли К.— «голубой героини» — как правило, отступают в тень рядом с актерами, играющими другие, значительно более разноплановые роли шекспировской трагедии. Из английских актрис достойна упоминания Эллен Терри, игравшая в спектакле театра «Лицеум» вместе с Г.Ирвингом-Лиром (1892). На русской сцене — А.А.Яблочкина (Малый театр, 1895).