Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 6 класс. Вариант 2
1) Какой знаменитый русский поэт принимал выпускной экзамен у А.С. Пушкина?
2) Какое стихотворение читал Пушкин на выпускном экзамене по русской словесности?
3) Кому посвящено стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный!» и когда оно
было написано Пушкиным (в какой период жизни)?
4) Какова тема и идея стихотворения «Зимнее утро»?
5) Укажите средство художественной выразительности, которое используется поэтом в
словосочетаниях:
«тучи мрачные», «прозрачный лес», «янтарным блеском».
6) В строке «Луна, как бледное пятно» использован художественный прием, основанный
на уподоблении одного предмета (явления) другому. Назовите этот прием.
7) Где и когда родился А.С. Пушкин?
8) Сюжет – это:
А) построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его
частей, образов, эпизодов;
Б) последовательность и связь событий в художественном произведении.
В) большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц.
9) О ком говорится в этом эпизоде: «…понравился Кириле Петровичу своей приятной
наружностью и простым обращением. Он представил … свои аттестаты и письмо от
одного из родственников Троекурова…»?
А) О Дефорже; Б) об Антоне Пафнутьиче; В) о заседателе Шабашкине.
10) Какое изобразительное средство используется в строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение.
11) Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимний вечер» представляет собой:
А) описание; Б) повествование; В) рассуждение.
12) Назовите дату торжественного открытия Лицея?
А) 1 сентября 1812 г.; Б)19 октября 1911 г. В) 25 ноября 1810 г.
13) Восстановите последовательность эпизодов в романе А.С. Пушкина «Дубровский» .
Проставьте буквы рядом с номерами 1 - 12
а Возвращение Владимира Дубровского в родную
Кистеневку
б Люди Троекурова воруют в роще Дубровского
в Первое свидание Маши и Дубровского
г Пожар
д Саша прячет кольцо в дупле
е Суд
ж Дубровский останавливает карету князя в лесу
з Обед у Троекурова
и Письмо Маши князю Верейскому
к Похороны Андрея Гавриловича
л Ссора Дубровского и Троекурова
м Троекуровы в гостях у Верейского
14) Кто занимался воспитанием М.Ю. Лермонтова?
А) мать Мария Михайловна Арсеньева;
Б) отец Юрий Петрович Лермонтов;
В) бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
15) М.Ю. Лермонтов погиб на дуэли с ….
16) Как называется река, у которой состоялись дуэли А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?
А) Москва;
Б) Чёрная;
В) Белая.
17) Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
А) 1718-1741 Б) 1814-1841 В) 1841-1914 Г) 1741-1814
18) Какие факты из биографии Лермонтова верны?
А) Поэт прожил долгую жизнь.
Б) В детстве он любил рисовать, увлекался лепкой фигур из раскрашенного воска, много
читал.
В) Мать Лермонтова рано умерла.
Г) Мальчик рос с отцом.
Д) Лермонтов был офицером и служил на Кавказе.
19) Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова было написано в 1841 году?
А) «Листок» Б) «Утес» В) «Тучи»
20) Укажите строки, в которых использована метафора:
А) «В пространстве брошенных светил…»
Б) «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
В) «Играют волны – ветер свищет…»
21) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря
с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ее в заседателя»». О каком
герое романа «Дубровский» идёт речь? В какой момент он так изображается?
22) Какой герой пропущен на месте точек? Вставьте героя
А) Медведь приблизился, …вынул из кармана маленький пистолет. вложил его в
ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился.
Б) …поклонился почти до земли, вышел вон, с того же дня стал хлопотать по
замышленному делу.
23) Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»
А) сопоставления мира чинары и листка
Б) антитезы двух миров
В) стремления к единению
Задания с развернутым ответом:
24) Почему Дубровский отказался от мести?
25) Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»? ЭТО ВСЁ ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ
Многие писатели и поэты отводили особое место в своём творчестве произведениям о семье.Семья-это залог человеческих ценностей,в процессе воспитания человека.Дружная и счастливая семья даёт человеку счастье и радость в жизни,делает человека носителем доброты и уважения к старшим.
Стихи:
Агния Барто "Дома"-замечательное стихотворение о самом дорогом,что есть у человека-дом и семья.Татьяна Агибалова "Что может быть семьи дороже?"-название говорит само за себя,семейные ценности-самые дорогие.Сергей Михалков "Недотёпа"-стихотворение о не талантливом ребёнке, но который хочет и сделает всё,чтобы его мама им гордилась,семья дороже талантаПроза:
М. Дружинина "Девочка наоборот"-весёлый и забавный рассказ о воспитании детей в семье.В.Драгунский "Чики-брык"-рассказ о взаимоотношениях детей и взрослый в семье,где папа весёлый и смешной,а мама добрая и мягкая.Нина Артюхова "Большая береза"-трогательный рассказ,как мама сына,залезшего слишком высоко на дерево.Мудрая мама преподала урок жизни сыну.Лирический пейзаж,эпитеты "на небе перистые облака, похожие на рассыпанный сне",метафоры "мурлыкает орличка",живописная природа и два плотника,ловящие налима.Противопоставление прекрасного утра "мужикам","барахтающимся в грязи" и "поросшим волосами"-лексический приём,оригинальность эпитетов и сравнений создаёт смешную ситуацию. Простые предложения показывают скоротечность событий:"начинается ругань","солнце печёт".
Характеристика героев показана через диалог,просторечные слова и ругань в адрес налима добавляют комизма ситуации.Безрамотность героев усугубляет их речь,но смешит читателя “комплекцыя”, “командер”:Портретные данные кратки :"треугольное лицо","горбатый",барин в "персидском халате,за полдень".
Выверенный фразы,тонкий юмор,немного сатиры-всезнайки,
упускающие налима,всё это делает рассказ незабываем и смешным.