Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века 1. соотнесите авторов и названия произведений: 1 а.к. толстой а) «чудный град порой сольется…» 2 е.а. баратынский б) «посмотри, какая мгла…» 3 я.п. полонский в) «где гнутся над омутом лозы…» 2. где учился евгений абрамович баратынский? 3. в его стихотворениях жизнь природы сопоставлена с чьей жизнью? 4. где родился и вырос яков петрович полонский? 5. "две хмурых тучи", "скалы горючей", "протяжным стоном" - какое средство выразительности здесь употреблено? 6. что такое олицетворение? примеры. 7. постройте правильно 1 строфу стихотворения: посмотри, глубине, легла, в какая, долин, мгла - прозрачной, под, дымкой, ее, ракит, в, сумраке, сонном блестит, тускло, озеро. 8. какой приём сделать картину живой в стихотворении е. баратынского «весна, весна! как воздух чист…» 9. правильно соотнесите с фамилией поэта его имя и отчество баратынский александр сергеевич толстой лев николаевич пушкин евгений абрамович полонский алексей константинович толстой яков петрович 10. кто из поэтов с детства был приближен к царскому двору, потому что по происхождению был из знатного дворянского рода? 11. стихотворение толстого « где гнутся под омутом…» а. о материнской любви б. о красоте природы в. о летнем дне у реки г. о губительной красоте летней реки 14. в строчке « ласкаясь к солнечным лучам, летают облака..» поэт использует а. антитезу б. эпитет в. олицетворение г. сравнение 15. выберите верное утверждение: а. в стихотворениях баратынского, полонского, толстого природа живая. она наделена чувствами, качествами человека б. природа губительна для людей, опасна в. картины природы у толстого, баратынского, полонского, мрачные, печальные г. мир природы чужд миру человека, по мнению этих поэтов 16. определите размер стихотворения и тип рифмовки: а) под нами трепещут былинки, нам так хорошо и тепло, у нас бирюзовые спинки, а крылышки точно стекло! б) если б милые девицы так могли летать, как птицы, и садились на сучках, я желал бы быть сучком, чтобы тысячам девочкам на моих сидеть ветвях. в) легкий лист, на липе млея, лунный луч в себя вобрал – спит зеленая аллея, лишь вверху поет хорал. г) как мошки зарею, крылатые звуки толпятся; с любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 17. опишите: каков образ природы в стихотворениях поэтов баратынского, полонского, толстого? (от 10 предложений)
Я считаю, что Чичикова всячески пытается доказать, что он чего-то стоит, что он достоин жить в комфорте, устраивать обеды. Он пытается жить так, как его научили. По-другому он просто не воспринимает этот мир, в его голове уже заложена программа, которую, увы, ничем нельзя сломить.
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над ними
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног
Коснулись ключевые воды.
Я хочу сравнить эти два стихотворения. Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нём говорится о земле и всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой» . Она будто вот — вот упадет на «сиротеющую» землю, небо устало. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Всё стремится вверх, оторваться от земли. Все понятия, связанные с небом я выделил жирным шрифтом. Звёзды «приподнимают» небесный свод (в «Осеннем вечере» он «падал» , в этом же стихотворении его поднимают еще выше, чем он был) . Всё стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам» , земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, всё плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» всё мирно, «грудь дышит легче и вольней» . В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» темные, размытые, мрачные. Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, как это и произошло со стихотворениями «Осенний вечер» и «Летний вечер» . В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх — низ; свет — тьма; жизнь — смерть; покой — буря.
Мне кажется, что благодаря сравнению этих стихотворений мне удалось показать, как Тютчев прекрасно мог изобразить абсолютно разные пейзажи, разные состояния природы и через них изменчивость состояний человека. Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических событий.
В лирике Тютчева человек осознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что нет над ним Бога, что он один на один с природой — утрачена надежда на «сочувствие небес» . Человек «жаждет веры, но о ней не просит» , так как «смысла нет в мольбе» . Тютчев нередко выражает мотивы гуманистического отчаяния — скорбит по поводу недолговечности человеческого рода. Но в его поэзии всегда доминирует голос борца, бросающего вызов судьбе.
Тютчев ищет для человеческой души прочную и реальную опору — понимание жизни как целого, ее общего смысла, общих законов. Он не приемлет механического описания мира, поэт воспринимает природу и человека, как живое единство:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа, как и человек, живет, по мысли Тютчева, своими собственными силами. Тютчев постоянно сравнивает человека с природой — и часто, казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь хрупка, ничтожна — природа вечна, нетленна; природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем» — человек раздвоен, противоречив.