Контрольная работа по литературе для 6 класса. 2016-2017 учебный год
Фольклор – это:
Устное народное творчество
Художественная литература
Жанр литературы
Жанр устного народного творчества.
2. Найдите среди пословиц поговорку.
1) Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
2) Худая та птица, которая гнездо своё марает.
3) Чужими руками жар загребать.
4) Засыпь правду золотом, а она всплывёт
Заткнуть за пояс:
Это пословица 3) Это поговорка
Это афоризм 4) Это крылатое выражение
4. НЕ является произведением древнерусской литературы
1) рассказ 3) летопись
2) сказание 4) житие
5. Узнайте персонажей произведения А.С. Пушкина «Дубровский» по их характерным чертам.
1) «Надменный в сношениях с людьми…Губернские чиновники трепетали при его имени; …принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…»
2) «…прямо высказывал своё мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина».
3) «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать… Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
4) «…славился умом, отважностью и каким-то великодушием»
а) Князь Верейский б) Троекуров
в) Владимир Дубровский г) А.Г. Дубровский
Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях
Крестьянские дети
Взрослые крепостные крестьяне
Помещики
Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
Некрасов 3) Фет
Тютчев 4) Пушкин
Чехов начинал свой творческий путь как:
Автор сатирических рассказов
Автор приключенческих романов
Автор юмористических романов
Автор лирических стихотворений
9. «Четвёртое лишнее»
1) «Срезал» 2) «Пересолил»
3) «Лошадиная фамилия» 4) «Хирургия»
10. Этот поэт не принадлежит к числу поэтов XX века.
1) А.А. Ахматова 2) Н.М. Рубцов
3) С.А. Есенин 4) А.А. Фет
11. Автор повести «Уроки французского»
1) Ф.А. Искандер 2) В.М. Шукшин
3) В.Г. Распутин 4) В.П. Астафьев
12. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
1) Царское село а) М.Ю. Лермонтов
2) Овстуг (Брянская область) б) А.С. Пушкин
3) Тарханы (Пензенская область) в) Ф.И. Тютчев Лутовиново (Орловская область) г) И.С. Тургенев
13. Соотнесите литературного героя и название произведения:
1) Платов а) «Левша»
2) Лидия Михайловна б) «Конь с розовой гривой»
3) Санька в) «Дубровский»
4) Марья Кирилловна г) «Уроки французского»
14. Соотнесите литературные термины и их определения.
Антитеза а) необычный порядок слов
Гипербола б) выражение насмешки
Ирония в) противопоставление образов, картин, слов, понятий
Инверсия г) чрезмерное преувеличение
Сколько подвигов совершил Геракл:
11 3) 8
9 4) 12
Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:
Гомер 3) Софокл
Еврипид 4) Аристофан
Какой художественный прием использует автор:
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ.
Какой художественный приём использует автор:
С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…
Определите рифмовки и стихотворный размер. Составьте схему. Укажите автора стихотворения.
А. И, вновь рождённый чистою мечтой говорю я книге той.
Б. Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Какие из изученных вами произведений учат добру и нравственности? Как стоит поступать «правильно»? Приведите примеры.
(первые опыты самостоятельной интерпретации поэтического текста)
Читая стихотворение Баратынского, ощущаешь мощную картину водопада, представляешь шум падающей воды. Поэт очарован видом водопада, стоит и с трепетом слушает мощный и протяжный вой падающей воды. Вид водопада вызывает у поэта восхищение, он слушает, и «грудь его трепещет с каким-то вещим трепетаньем».
В конце стихотворения поэт пишет: «Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, поток седой!» Поэт как бы умоляет нерукотворные силы, чтобы это чудо природы продолжало жить и радовать людей своей красотой.
Такая романтическая поэзия, описывающая красоту окружающей нас природы, очень нужна. Она создает настроение и призывает бережно относиться к тому прекрасному, что создано ею.Юра Лобода
Е. А. Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил большое поэтическое наследство.
Вот одно из его замечательных творений. В стихотворении «Водопад» чувствуется лирическая душа поэта. Он очарован водопадом, просит его не умолкать, жить вечно, и при этом «грудь его трепещет каким-то вещим трепетаньем».
Поэт прекрасно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а порой и мятежность:Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Картина ревущего водопада достигается с сочетания шипящих согласных: ш – щ – ч – ч – ч – ж – ш. Мы ясно слышим и звуки стремительно падающей воды, и свист ветра, ощущаем мощь природной стихии. Кажется, мятежные души поэта и водопада слились воедино, и это не может не восхищать нас.Саша Хейсина
Это стихотворение поэт посвятил водопаду. В нем он выражает свои чувства, переживания при виде открывшейся чудесной картины.
Для поэта нет ничего прекрасней, чем шум водопада. Под звуки падающей воды он мечтает и не хочет, чтобы поток умолкал:Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт настолько поражен красотой водопада, что не знает, как выразить все свои чувства в одном стихотворении. Он хочет, чтобы все знали, как прекрасен водопад. И поток «седой» не потому, что водная стихия вечна, хотя и это правильно, но и цвет бурлящей, стремительно падающей воды – это цвет седины.Гармония природы поражает поэта:
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежно соглашен.
Баратынский относится к водопаду, как к другу. Погрузившись в его прелесть и мощь, поэт забывает обо всем на свете и хочет слиться с ним душой. Он понимает водопад без слов, ведет с ним скрытый диалог:Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Наверное, редко кому удается испытывать такие чувства при виде водопада. А может, не всем удается выразить их словами, как это удалось Баратынскому?Ксения Зацепина
В стихотворении «Водопад» Баратынский выражает свое понимание стихии. Он хочет, чтобы «поток седой» продолжал течь, несмотря ни на что:Шуми, шуми, с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт показывает нам, что шум падающей воды и отзыв долины могут быть одним целым, и это вечная музыка:Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Северный ветер качает скрипучую ель. Возможно, она – ровесница водопада:Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрипучей.
А в строках «И с непогодою ревучей твой рев мятежный соглашен» Баратынский выразил глубокую мысль: водопад – неуправляемое стихийное творение, стремящееся к свободе.
Поэт пытается разобраться в себе: почему он слушает шум водопада «с таким безумным ожиданьем», почему открывшаяся картина заставляет «трепетать его грудь»? Но во всех его строчках – восхищение силой и мощью водной стихии:Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Поэту кажется, что он действительно сердцем понимает бессловесную речь водопада, чувствует то, о чем тот шумит мятежно. Душой и сердцем он вместе с водопадом и надеется на вековое продолжение жизни первозданной стихии.Женя Используя примеры, самостоятельно интерпретируйте текст стихотворения Цветаевой "Рябину рубили зорькою"
В сказочной повести английского писателя Дж. Р. Киплинга повествуется о мальчике по имени Маугли, приёмном сыне диких зверей, живущих в джунглях. Маугли вырос сильным, бесстрашным, беспощадным к злодеям. Он победил тигра-людоеда Шер-Хана и стал предводителем волчьей стаи, а потом властителем тропических лесов: «…все джунгли были с ним в дружбе, потому что все джунгли его боялись». Но при этом у Маугли было доброе и отзывчивое сердце. Это видно по его отношению к волку Акеле, медведю Балу, пантере Баги-ре, удаву Каа, о которых он нежно заботится. Маугли с его разумом человека удалось постичь законы джунглей. «Мы одной крови, вы и я», — говорит он обитателям тропических лесов. И поэтому его окружает всеобщая любовь. Маугли великодушен и благороден. Он не затаил зла на людей, несмотря на то что они забросали его камнями с криками «Ступай прочь!». Через некоторое время Маугли по законам джунглей вернулся к людям и сумел их простить. Он — сильная личность с добрым и честным сердцем. Злобе и вражде герой противопоставляет любовь и верность.