Контрольная работа
Литература . 10 класс. Рассказы А.П. Чехова
1. В строке «черты художественного стиля» отметьте четвёртое лишнее:
а) образность, б) роль детали, в) использование тропов, г) канцеляризмы
2. Кем был А.П. Чехов по образованию:
а) филологом, б) врачом, в) историком, г) юристом
3. Молодой Чехов-юморист подписывал рассказы (найди четвёртое лишнее):
Антоша Чехонте, Брат своего брата, Человек без селезёнки, Антон Чехов
4. «Маленькая трилогия» Чехова состоит из рассказов:
а) «Ионыч», «Крыжовник», «Хамелеон» б) «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник» «О любви»
5. Какого доктора прозвали «поляк надутый»?
А) Рагина, б) Дымова, в) Коростелёва, г) Старцев
6. Какие черты превратили доктора Старцева в Ионыча:
Лень, трусость, страсть к деньгам, эгоизм, недостаток душевности, отсутствие
преданности профессии врача… (Подчеркните)
7. Рассказ «Попрыгунья» Чехов хотел назвать «Великий человек». Какие черты великого
врача и человека он увидел в Дымове? (Перечислите.)
8. Найдите соответствие имён героев и названий рассказов:
Беликов «Ионыч»
Старцев «О любви»
Алёхин «Дама с собачкой»
Дымов «Человек в футляре»
Гуров «Попрыгунья»
9. Кто из героев рассказов Чехова открыл душу любви? (Перечислите.)
10. Какое произведение Чехова понравилось вам более других и почему?
Гончарову удалось создать типичный характер, порожденный крепостнической действительностью. Классовыми корнями ему служит русское барство с его паразитизмом. В образе крепостного слуги Захара писатель показывает другую сторону "обломовщины" — губительное действие крепостничества на человека, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию. Жизнь ввергла его в умственное убожество и в то же время развила в нем лень и косность. Илья Ильич был прав, думая о своем слуге: "Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам".
черты положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга — натура независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить его от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях к тому, кого она любит: "Ты кроток, честен, Илья; ты нежен.. . голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей.. . да, я не такая: мне мало этого... " Интересно, что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит ей счастья.
Бессознательные мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова — это своего рода "бездна". Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.
Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина? " дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: "Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни".
Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: "…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы – это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не свое желание претворить в действие.
"Обломовщина" как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит талантливых людей и превращает в инертное ничто, в жалких неудачников.
Роман «Дым» заметно отличается от других произведений автора, здесь показаны глубокие сомнения и слабо теплящиеся надежды. В романе нет типичного главного героя, вокруг которого закручен сюжет. Произведение было написано в эпоху кризиса общественного движения 60-х годов, в наступивший период идейного бездорожья. Это было смутное время, когда старые надежды не осуществились, а новые еще не народились.