Композиция лирического произведения. Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
-композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). -представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
-сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
-значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер: акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест; верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль; дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
есенину удается воссоздать контрастный и
противоречивый образ своей родины.
в ней органично переплетаются красота и убогость,
чистота и грязь, земное и божественное.
родина, которую изобразил поэт, показана святой.
в её домах иконы (образа).
сам поэт чувствует себя в ней "захожим богомольцем".
празднуется спас. всё это показывает духовность руси.
родина, словно живая, и поэт обращается к ней,
как к близкому человеку.
в стихотворении много религиозной символики:
"рать святая", "рай", "кроткий спас", "в ризах образа".
этим поэт создаёт атмосферу доброты,
светлой радости и чистоты, которая посещает
человека после праздничного богослужения.
поэт усиливает художественное восприятие образов
звуковым рядом слов, создавая иллюзию
колокольного звона
(звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит)
чтобы передать всю духовность, красоту, тоску,
автор использует различные выразительные средства.
первый прием, который мы встречаем в стихотворении, –
это олицетворение.
оно выражается обращением поэта к руси.
также этот приём использован по отношению
к плясу, который гудит (и гудит за корогодом
на лугах веселый
поэт применяет цветопись.
небо изображает настолько синим, что глаза в них тонут.
луга – зелеными.
золотой цвет- об образах, мёде, церквях.
метафоры – веселый пляс, чахнут тополя
эпитеты – захожий, низенький, кроткий, мятый,
зеленый
глаголы, приводят всё в движение весь сюжет.
сначала лирический герой осматривает родную
землю, потом бежит по тропинке и слышит смех
девушек.
все эти приёмы нарисовать
русь, её образный ряд с
**хатами, иконами, маленькими изгородями,
церквями, бескрайним небом, полями, **.
сущность родины для поэта в ее духовной красоте,
близости с природой.