Гоголь иллюстрирует в своем произведении «мертвые души» не только быт и жизненный уклад той эпохи, но и все человеческие пороки. для этого автор создает образы помещиков провинциального городка, которые встречаются главному герою павлу чичикову на протяжении всей поэмы. первым герой встречает помещика манилова. это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. но это впечатление обманчиво: на самом же деле манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире. коллежская секретарша коробочка другая, можно сказать, она противоположность манилова. героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность. коробочка - трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы уж ограничены. кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….». среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: собакевич и ноздрев. первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. он напоминает чичикову «средней величины медведя». второй - просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.
Известно, что комедия николая гоголя «ревизор» была не принята общественностью россии, потому как большинство чиновников в нарисованных образах видели себя. однако, писатель не использовал прототипы. герои пьесы – плод фантазии и острой наблюдательности писателя, в результате которой оказалась высмеянной вся россия. сюжет пьесы «ревизор» простой. из столицы в небольшой провинциальный городишко приезжает человек, не занимающий в жизни значительного поста. поселяясь в гостинице в ужасном номере, не платит за проживание, не знает, где раздобыть обед. читатель понимает, что у хлестакова нет ни гроша, зато уездные чиновники уверены в другом.«ревизор! » именно с этого слова и начинаются события, которые покажут сущность уездной жизни. вот городничий, выбившийся из низов. теперь же он начальник: позволено не только кричать на подчиненных, а и присваивать себе казенные деньги. сквозник-дмухановский боится, что деяния раскроет «ревизор». но в мире городничих все покупается. дав взятку хлестакову, антон антонович успокаивается, теперь можно и дальше творить свои «делишки». точно также поступают городские чиновники, отправляясь на прием к «ревизору». ведь и у них имеются изъяны, которые необходимо скрыть. ляпкин-тяпкин уже давно на должности судьи, но в его бумагах никто не разберется. взяток не берет, разве что щенками… земляника — попечитель богоугодных заведений — присваивает себе деньги, предназначенные больным, считая, что можно обойтись и без лечения. смотритель училищ боится, что в высказанных им мыслях найдется недопустимая вольность. почтмейстер читает письма, предназначенные не ему. как правило, письма не доходят до адресата. у перечисленных героев, кроме «особых примет», много общего: чиновники жадные, завидуют тем, у кого дела идут хорошо. принося взятку «мнимому ревизору», чиновники считают, что не взятку, а просто занимают деньги. когда же читается письмо хлестакова, никто из них не желает слушать правду о себе, зато приятно унизить другого. узнав, что хлестаков – не ревизор, герои начинают ссору, но новое известие объединяет их вновь. выходит, что старания напрасны. антон антонович называет себя «дураком», что не распознал в хлестакове никчемность, а принял его за государственного человека. городничий казнит себя, ведь за тридцать лет службы никто не смог провести, а тут какой-то пройдоха просто одурачил. раньше он смеялся над людьми, теперь окружающие будут потешаться над ним. обескуражены и другие герои, поэтому заявление о том, что приехал настоящий ревизор, становится взрывом – герои замирают в немой сцене.