Характер эпиграфов к «Капитанской дочке» весьма знаменателен. Пушкин любил снабжать свои повести и романы эпиграфами, но ни в одном из его прежних произведений нет эпиграфа, взятого из фольклора. Все эпиграфы заимствованы в основном из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню. Очень много эпиграфов приводится на иностранных языках, в основном на французском. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, т. е. большая часть, заимствованы из народного творчества. Это не только окружает повесть Пушкина особой атмосферой народности, но и вполне соответствует ее содержанию. Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова. Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер. Большинство эпиграфов раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». При эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве. Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет. Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию. Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.
"герой нашего времени” - это первый психологический роман в , произведение. наиболее интересным показался мне главный герой романа — печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь полнее раскрыть характер главного героя роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. стремление раскрыть внутренний мир печорина отразилось на композиции: романа. печорин – типичный молодой человек 30-х годов xix века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. печорин, в отличие от пушкинского онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. ему быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им быстро. лермонтов дает подробное описание внешности печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности герой вызывает мое голубоокое сочувствие, не смотря на то, что мне не нравятся в нём такие качества как эгоизм, горделивость и пренебрежение к окружающим. печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. всюду, где появляется печорин, он приносит людям горе. он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга грушницкого. когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с бэлой, дочерью местного князя. печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. он искренне хотел сделать бэлу счастливой, но он просто не может испытывать длительных чувств. на смену им приходит скука — его извечный враг. добившись любви девушки, он охладевает к ней и фактически становится виновником е гибели. примерно такая же ситуация и с княжной мери, которую ради развлечения он влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. из-за него не знает счастья вера. он сам говорит: “сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! как орудие казни, я упадал на голову обреченных моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого ” максим максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. максим максимыч преданный человек и он искренне считал печорина своим другом. герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. беда печорина в том, что его независимое самосознание и воля переходит в нечто большее. он не прислушивается ни к чьему мнению, он видит и принимает только своё «я». печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. с самого начала печорин предстает перед читателями как «странный человек». вот как о нем говорит добродушный максим максимыч: «славный был малый, смею вас уверить; только немножко да-с, с большими был странностями». странность во внешнем и внутреннем облике печорина подчеркивают также и другие персонажи романа. мне кажется это и привлекает женщин в печорине. он необычный, веслый, красивый и к тому же богатый- мечта любой девушки. чтобы понять душу героя, насколько он заслуживает или достоин сочувствия, нужно не один раз внимательно перечитать этот роман. у него немало хороших качеств. во -первых, печорин — человек умный и образованный. осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. в своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. “воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, ” во-вторых, печорин храбрый и мужественный человек., что проявилось во время дуэли. не смотря на свой эгоизм он умеет по-настоящему любить: к вере он испытывает вполне искренние чувства. вопреки своим собственным утверждениям, печорин может любить, но его любовь сложна сложна. так, чувство к вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла его. “при возможности потерять ее навеки вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! ” — признается печорин. даже утратив веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. но даже после этого печорин не сломился. он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной части романа — “фаталисте”.
Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова.
Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер.
Большинство эпиграфов раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка».
При эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века.
Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве.
Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет.
Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию.
Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.
"герой нашего времени” - это первый психологический роман в , произведение. наиболее интересным показался мне главный герой романа — печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь полнее раскрыть характер главного героя роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. стремление раскрыть внутренний мир печорина отразилось на композиции: романа. печорин – типичный молодой человек 30-х годов xix века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. печорин, в отличие от пушкинского онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. ему быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им быстро. лермонтов дает подробное описание внешности печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности герой вызывает мое голубоокое сочувствие, не смотря на то, что мне не нравятся в нём такие качества как эгоизм, горделивость и пренебрежение к окружающим. печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. всюду, где появляется печорин, он приносит людям горе. он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга грушницкого. когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с бэлой, дочерью местного князя. печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. он искренне хотел сделать бэлу счастливой, но он просто не может испытывать длительных чувств. на смену им приходит скука — его извечный враг. добившись любви девушки, он охладевает к ней и фактически становится виновником е гибели. примерно такая же ситуация и с княжной мери, которую ради развлечения он влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. из-за него не знает счастья вера. он сам говорит: “сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! как орудие казни, я упадал на голову обреченных моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого ” максим максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. максим максимыч преданный человек и он искренне считал печорина своим другом. герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. беда печорина в том, что его независимое самосознание и воля переходит в нечто большее. он не прислушивается ни к чьему мнению, он видит и принимает только своё «я». печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. с самого начала печорин предстает перед читателями как «странный человек». вот как о нем говорит добродушный максим максимыч: «славный был малый, смею вас уверить; только немножко да-с, с большими был странностями». странность во внешнем и внутреннем облике печорина подчеркивают также и другие персонажи романа. мне кажется это и привлекает женщин в печорине. он необычный, веслый, красивый и к тому же богатый- мечта любой девушки. чтобы понять душу героя, насколько он заслуживает или достоин сочувствия, нужно не один раз внимательно перечитать этот роман. у него немало хороших качеств. во -первых, печорин — человек умный и образованный. осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. в своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. “воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, ” во-вторых, печорин храбрый и мужественный человек., что проявилось во время дуэли. не смотря на свой эгоизм он умеет по-настоящему любить: к вере он испытывает вполне искренние чувства. вопреки своим собственным утверждениям, печорин может любить, но его любовь сложна сложна. так, чувство к вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла его. “при возможности потерять ее навеки вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! ” — признается печорин. даже утратив веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. но даже после этого печорин не сломился. он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной части романа — “фаталисте”.