Отношение к народу и крепостному праву век нынешний: чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. век минувший: фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. отношение к идеалам век нынешний: идеал чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. век минувший: идеал фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» . отношение к просвещению век нынешний: чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, , искусства. век минувший: фамусов выступает против книг, в учении видит вред. отношение к службе век нынешний: чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить родине, а не прислуживаться начальству. век минувший: в качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу. отношение к иностранному век нынешний: стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. выступает против слепого рабского подражания иностранцам. век минувший: с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре запада, особенно франции, пренебрегая своим родным языком. отношение к богатству и чинам век нынешний: видит ценность человека в личных достоинствах. отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. век минувший: расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. свято, непогрешимо мнение аристократического общества. отношение к любви, браку, счастью. век нынешний: искренность чувства. век минувший: любовь – притворство, брак по расчету.
пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре.
пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». его труд останется безымянным, но цель старца - донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях».
но пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление бориса он считает страшным грехом.
полной противоположностью пимену является григорий. он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, григорий завидует бурной молодости пимена.
те сны, которые видит григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. личность бориса годунова он оценивает совершено иначе: григорий размышляет о могуществе бориса и записи пимена называет «ужасным доносом».
так проявились характеры героев в сцене «келья в пудовом монастыре».
пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре.
пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». его труд останется безымянным, но цель старца - донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях».
но пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление бориса он считает страшным грехом.
полной противоположностью пимену является григорий. он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, григорий завидует бурной молодости пимена.
те сны, которые видит григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. личность бориса годунова он оценивает совершено иначе: григорий размышляет о могуществе бориса и записи пимена называет «ужасным доносом».
так проявились характеры героев в сцене «келья в пудовом монастыре».