духовный собиратель народа, с которым связаны культурный идеал святой руси и возникновение духовной культуры (и культуры вообще)[1]. "ангел-хранитель россии" (п. флоренский)[2]. письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[3].
известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник старчества[1] и возобновитель монашеского общежития[⇨], которое идёт от антония и феодосия печерских.
с xv века почитается православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшим подвижником земли . с древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. считается покровителем учащихся.
до начала xx века почитание сергия радонежского ограничивалось почти исключительно территорией руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой эмиграции[4].
в 1940 году папа пий xii признал допустимым почитание святых восточной церкви, канонизированных до ферраро-флорентийского собора, включая сергия радонежского, — в первую очередь греко-католиками. с 1969 года по распоряжению папы павла vi имя преподобного сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[5].
дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
25 сентября (8 октября) — преставле́ние (кончина);
5 (18) июля — обре́тение мощей.
в православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
в приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю
В. А. Соллогуб Серенада ("Закинув плащ, с гитарой под рукою...") Песни и романсы русских поэтов. Вступительная статья, подготовка текста и примечания В. Е. Гусева. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание. М.-Л., "Советский писатель", 1965 OCR Бычков М. Н. mailto:[email protected] Владимир Александрович Соллогуб родился в 1813 году в Петербурге, умер в 1882 г. в Гамбурге. По окончании Дерптского университета он служил в министерстве иностранных дел, был атташе при русском посольстве в Австрии. Первые печатные произведения Соллогуба - повести "Два студента" и "Три жениха" (1837). Известность ему принесли "История двух калош" (1839) и особенно повесть "Тарантас" (1845) и изданный в 1847 г. сборник повестей "На сон грядущий", положительно оцененный Белинским Соллогубу принадлежат также драма "Местничество" (1849) и водевиль "Беда от нежного сердца" (1850). Многие стихотворения В. А. Соллогуба, собранные в четвертом томе его прижизненного собрания сочинений (СПб., 1855-1856), самим автором определены как "альбомные". Лишь немногие из них написаны в жанре песни или романса: "Казацкая песня", "Три серенады", "Старая песня" ("Забыли вы и не сдержали..."). Последнюю на музыку положил А. Алябьев. На тексты Соллогуба романсы писали также Н. Брянский ("Бабушка зима"), П. Булахов ("Цыганка"), Г. Гонсиорский ("Аллаверды") и др. 422. СЕРЕНАДА Н. М. Языкову Закинув плащ, с гитарой под рукою, К ее окну пойдем в тиши ночной, И там прервем мы песнью молодою Роскошный сон красавицы младой. Но не страшись, пленительная дева, Не возмутим твоих мы светлых снов Неистовством бурсацкого напева Иль повестью студенческих грехов. Нет, мы поем и тихо и смиренно Лишь для того, чтоб слышала нас ты, И наша песнь - как фимиам священный Пред алтарем богини красоты. Звезда души! Богиня молодая! Нас осветил огонь твоих очей, И голос наш, на сердце замирая, Любви земной не выразит речей. Мы здесь поем во тьме весенней ночи; Ты ж, пробудясь от шума голосов, Сомкнешь опять мечтательные очи, Не расслыхав _воззванья_ бурсаков; Но нет... душой услышав серенаду, Стыдясь во сне... ты песнь любви поймешь И нехотя ночным певцам в награду Их имена впросонках назовешь. 1830-е годы ПРИМЕЧАНИЯ 422. M 1841, ч. 6, No 11, с. 5. В песенниках - с 1860-х годов ("Новый полный песенник...", М., 1869). Музыка Направника. Приобрело известность среди студентов Дерптского университета в 1830-е годы, позже в переработанном виде стало популярным городским романсом (РП XIX в., с. 28). Ст. 1 поется: "Накинув плащ, с гитарой под полою...".
духовный собиратель народа, с которым связаны культурный идеал святой руси и возникновение духовной культуры (и культуры вообще)[1]. "ангел-хранитель россии" (п. флоренский)[2]. письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[3].
известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник старчества[1] и возобновитель монашеского общежития[⇨], которое идёт от антония и феодосия печерских.
с xv века почитается православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшим подвижником земли . с древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. считается покровителем учащихся.
до начала xx века почитание сергия радонежского ограничивалось почти исключительно территорией руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой эмиграции[4].
в 1940 году папа пий xii признал допустимым почитание святых восточной церкви, канонизированных до ферраро-флорентийского собора, включая сергия радонежского, — в первую очередь греко-католиками. с 1969 года по распоряжению папы павла vi имя преподобного сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[5].
дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
25 сентября (8 октября) — преставле́ние (кончина);
5 (18) июля — обре́тение мощей.
в православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
в приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю