тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
«бежин луг» — рассказ-размышление о непонятых и непознанных явлениях в природе, о крестьянском мире, полном поэтических суеверий и поэзии, о человеческой жажде необыкновенного, чудесного, о невозможности жить в мире, где ничего не происходит.
рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. конструктивно их связывает и объединяет блуждание охотника по лесу. внутренний сюжет этого произведения, сцепление его основных эпизодов строятся на «самораскрытии» природы в ее отношении к человеку. пейзаж служит началом действия, придает напряженность повествованию и заключает его.
лирический характер рассказа подчеркивается тем, что повествование в нем ведется от лица рассказчика — умного человека, зоркого художника, тонкого психолога, близкого автору по своему мироощущению.
в рассказе несколько законченных картин, связанных между собой общей мыслью, настроением и композиционной :
1. летний день.
2. постепенное приближение ночи (или рассказ о том, как заблудился охотник).
3. «мрак боролся со светом».
4. торжественная красота ночи.
5. утро.
первая картина представляет собой вступление. тургенев описывает ясный, светлый, но не яркий летний день с печатью «какой-то трогательной кротости». почему писатель выбрал именно такой день? тургеневу важно показать спокойствие, безмятежность жизни природы, пока ее не тревожит появление человека. но вот человек появился, и природа встречает его настороженно и даже враждебно.
вторая картина — начало действия. сгущение мрака, постепенное нарастание тревожного настроения, все увеличивающаяся враждебность природы человеку усиливают чувство одиночества и человека перед грозной, могущественной и непонятной силой природы. не случайно эта картина сопровождается рассказом о ночных блужданиях охотника. сомнения и колебания ложатся на душу человека. природа только усиливает их; исчезают реальные очертания предметов — и вместе с ними уверенность и ясность человеческой мысли.
тургенев не случайно охотника к мальчикам после того, как тот испытал растерянность и перед слепым равнодушием природы. ошибка в выборе пути заставила его пережить то состояние, в котором находятся мальчики перед непонятными им законами природы. так, тургенев показывает близость настроений мальчиков и за ними охотника. смысл рассказов мальчиков ему теперь особенно понятен, а источник их суеверий очевиден для читателя, который вместе с охотником пережил смутные, неясные и тревожные чувства.
но вот зловещий ночной мрак отступает перед светом зажженного костра, появляются очертания окружающего: холмов, кустов, реки — и вместе с ними к охотнику возвращается уверенность во власти человека над природой. эта картина как бы символически изображает внутреннюю борьбу здравого смысла человека со стихией.
четвертая картина рисует успокоение, наступившее в душе охотника. оно дало ему возможность созерцать умиротворенную красоту « летней ночи» во всем ее таинственном великолепии. только теперь, сблизившись с людьми и освободившись от таинственной и недоброй власти природы, охотник замечает, как прекрасна ночь, его окружающая.
чередование настроений в пейзаже тургенева происходит по принципу музыкальной композиции: светлая, ясная мелодия сменяется тревожными предчувствиями, затем борьба, столкновение полярных сил и, наконец, разрешение — победа добра, успокоение, надежда.
тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
«бежин луг» — рассказ-размышление о непонятых и непознанных явлениях в природе, о крестьянском мире, полном поэтических суеверий и поэзии, о человеческой жажде необыкновенного, чудесного, о невозможности жить в мире, где ничего не происходит.
рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. конструктивно их связывает и объединяет блуждание охотника по лесу. внутренний сюжет этого произведения, сцепление его основных эпизодов строятся на «самораскрытии» природы в ее отношении к человеку. пейзаж служит началом действия, придает напряженность повествованию и заключает его.
лирический характер рассказа подчеркивается тем, что повествование в нем ведется от лица рассказчика — умного человека, зоркого художника, тонкого психолога, близкого автору по своему мироощущению.
в рассказе несколько законченных картин, связанных между собой общей мыслью, настроением и композиционной :
1. летний день.
2. постепенное приближение ночи (или рассказ о том, как заблудился охотник).
3. «мрак боролся со светом».
4. торжественная красота ночи.
5. утро.
первая картина представляет собой вступление. тургенев описывает ясный, светлый, но не яркий летний день с печатью «какой-то трогательной кротости». почему писатель выбрал именно такой день? тургеневу важно показать спокойствие, безмятежность жизни природы, пока ее не тревожит появление человека. но вот человек появился, и природа встречает его настороженно и даже враждебно.
вторая картина — начало действия. сгущение мрака, постепенное нарастание тревожного настроения, все увеличивающаяся враждебность природы человеку усиливают чувство одиночества и человека перед грозной, могущественной и непонятной силой природы. не случайно эта картина сопровождается рассказом о ночных блужданиях охотника. сомнения и колебания ложатся на душу человека. природа только усиливает их; исчезают реальные очертания предметов — и вместе с ними уверенность и ясность человеческой мысли.
тургенев не случайно охотника к мальчикам после того, как тот испытал растерянность и перед слепым равнодушием природы. ошибка в выборе пути заставила его пережить то состояние, в котором находятся мальчики перед непонятными им законами природы. так, тургенев показывает близость настроений мальчиков и за ними охотника. смысл рассказов мальчиков ему теперь особенно понятен, а источник их суеверий очевиден для читателя, который вместе с охотником пережил смутные, неясные и тревожные чувства.
но вот зловещий ночной мрак отступает перед светом зажженного костра, появляются очертания окружающего: холмов, кустов, реки — и вместе с ними к охотнику возвращается уверенность во власти человека над природой. эта картина как бы символически изображает внутреннюю борьбу здравого смысла человека со стихией.
четвертая картина рисует успокоение, наступившее в душе охотника. оно дало ему возможность созерцать умиротворенную красоту « летней ночи» во всем ее таинственном великолепии. только теперь, сблизившись с людьми и освободившись от таинственной и недоброй власти природы, охотник замечает, как прекрасна ночь, его окружающая.
чередование настроений в пейзаже тургенева происходит по принципу музыкальной композиции: светлая, ясная мелодия сменяется тревожными предчувствиями, затем борьба, столкновение полярных сил и, наконец, разрешение — победа добра, успокоение, надежда.