Композиция (от лат. composito – составление, связывание) , построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения» , но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесённость героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.) . можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. в лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика) , звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. в драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок) . в повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения) ; описания внешности героев (портрет) , их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщённое воспроизведение мыслей и т. д.) , отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления) . сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей) ; завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета) , развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета) . в некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев) . отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. так, в романе а. с. пушкина «капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие белогорской крепости, гринёв в ставке пугачёва в бердской слободе, встреча маши мироновой с екатериной ii), а в комедии н. в. гоголя «ревизор» три развязки (ложная развязка – хлестакова с дочерью городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора) . к композиции произведения относится также структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения. существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста) ; концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия) , зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа) . пример зеркальной симметрии – роман в стихах а. с. пушкина «евгений онегин» : сначала татьяна ларина отправляет письмо онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом онегин, полюбив татьяну, пишет ей, она же отвергает
2) герои повести пушкина петр гринев и алексей швабрин сразу же привлекают внимание читателя. с самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей и мало. впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку машу миронову. и именно в чувстве к маше начинает проявляться различие между героями. еще до того как петр гринев познакомился с машей, швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. именно поэтому гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «с а. и. швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне не нравились, особенно колкие замечания о марье ивановне. другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». первая крупная ссора, которая к дуэли, вспыхнула между швабриным и гриневым именно из-за маши. швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. ссора показала гриневу истинное лицо его противника. и он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. уже только потом петр гринев узнает, что, оказывается, швабрин питает к маше нежные чувства. он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. только тогда петр гринев догадался, что на самом деле швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице гринева. читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как маша миронова, могла вызвать к себе интерес у швабрина. очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность маши показались швабрину вполне достойными внимания. отказ маши ранит самолюбие швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. надо ли говорить, что счастливый влюбленный петр гринев быстро становится врагом швабрина. швабрин не отличается благородством. именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону пугачева. как был изумлен петр гринев, когда увидел швабрина среди приближенных пугачева. о чем может свидетельствовать предательство дворянина? прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. и теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства. гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. офицерская честь для него превыше всего. поэтому, невзирая на смертельную опасность, гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую машу миронову. таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады. два офицера — петр гринев и алексей швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. гринев и швабрин — носители двух принципиально разных мировоззрений. именно такими их изображает автор повести «капитанская дочка».