Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
«Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву. В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Комедия отразила не только быт и нравы Москвы и «времен Очакова и покоренья Крыма», но и движение передовой дворянской мысли. В облике Чацкого показана идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства. Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что всё и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, умеющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятельный. Герой попадает в «фамусовское общество», где царит чинопочитание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и поплатился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность. Он — «человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин»… Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь; бурной радостью, громким и неудержимым смехом, пылким негодованием он нарушил их существование. И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Воспринимаем мы Чацкого как героя, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.
Совершенной противоположностью Чацкому является Репетилов. «Душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчивается бал и гости начинают разъезжаться. Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, смешон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнес: «Шумим, братец, шумим ». Дело еще не созрело, но вокруг умнейшие люди. Репетилов создает видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошел в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на героя. Репетилов хочет быть в центре внимания, но слова и дела его никчемны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь… Вези куда-нибудь».
В наказание за совершенное преступление главного героя романа Ф.М.Достоевского Родиона Раскольникова ссылают на каторгу в Сибирь, вслед за ним туда едет Соня. Однако отношение каторжного люда к этим двум героем автор противопоставляет: ссыльные ненавидят Раскольникова и любят Соню.
Главный герой не понимает, почему каторжане презирают его, смеются над ним и его преступлением, совершенным во имя всех «униженных и оскорбленных». Те, кто осуждает его, видятся Раскольникову «гораздо преступнее». Раскольникова называют барином: «Тебе ли было с топором ходить...». Каторжный люд, являясь представителем «униженных и оскорбленных», доказывает ошибочность теории Раскольникова, от которой тот ещё не отвернулся. Герой не раскаивается, он сожалеет лишь о том, что сумел вынести преступления и сознался. Однако и сам Раскольников относится к каторжанам высокомерно, с отчуждением. Нескрываемым равнодушием, гордым умом герой ещё больше провоцирует их на ненависть: «Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась...».
Именно такое поведение героя заставляет каторжан видеть нем безбожника: «Ты в бога не веруешь! — кричали ему. — Убить тебя
ответ:главная
Объяснение:
Сочинения по литературе
Чацкий и Репетилов герой и пародия – сочинение
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
«Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!» — писал Грибоедов Бегичеву. В комедии показано столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Комедия отразила не только быт и нравы Москвы и «времен Очакова и покоренья Крыма», но и движение передовой дворянской мысли. В облике Чацкого показана идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства. Вольнолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. После долгого отсутствия Чацкий возвращается в Москву, приезжает в дом Фамусова. Он находит, что всё и все здесь изменились. Изменился и он. Умный и образованный, умеющий любить, остроумный и красноречивый, честный и деятельный. Герой попадает в «фамусовское общество», где царит чинопочитание, карьеризм, лесть, глупость, пустозвонство, чванство. Чацкий не захотел подчиняться законам этого общества и поплатился за это. Его объявили сумасшедшим. Но Чацкий — сильная личность. Он — «человек действия, только такой человек может стать настоящим победителем, даже если он один «в поле воин»… Да, фамусовское общество боится Чацкого: ведь он ворвался в тишину общества, как вихрь; бурной радостью, громким и неудержимым смехом, пылким негодованием он нарушил их существование. И хотя сейчас Чацкий бессилен, но верится, что его время наступит. Воспринимаем мы Чацкого как героя, несмотря на то, что он покидает и дом Фамусова, и Москву.
Совершенной противоположностью Чацкому является Репетилов. «Душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов. Он появляется у Фамусова, когда заканчивается бал и гости начинают разъезжаться. Репетилов «вбегает с крыльца, падает со всех ног и поспешно оправляется». Встреча с Чацким его обрадовала. Репетилов понимает, что «жалок, смешон, неуч, дурак». Однако, как многие молодые люди, записался в «секретнейший союз». Но когда Чацкий поинтересовался, чем они занимаются, то Репетилов произнес: «Шумим, братец, шумим ». Дело еще не созрело, но вокруг умнейшие люди. Репетилов создает видимость деятельности, но вся она бессмысленна и пуста. И хотя он единственный, кто усомнился в сумасшествии Чацкого, но перед всеми струсил, заткнул уши и отошел в сторону. Он не герой, он — видимость героя, пародия на героя. Репетилов хочет быть в центре внимания, но слова и дела его никчемны. И доказательство этому его последние слова: «Куда теперь направить путь… Вези куда-нибудь».
Объяснение:
В наказание за совершенное преступление главного героя романа Ф.М.Достоевского Родиона Раскольникова ссылают на каторгу в Сибирь, вслед за ним туда едет Соня. Однако отношение каторжного люда к этим двум героем автор противопоставляет: ссыльные ненавидят Раскольникова и любят Соню.
Главный герой не понимает, почему каторжане презирают его, смеются над ним и его преступлением, совершенным во имя всех «униженных и оскорбленных». Те, кто осуждает его, видятся Раскольникову «гораздо преступнее». Раскольникова называют барином: «Тебе ли было с топором ходить...». Каторжный люд, являясь представителем «униженных и оскорбленных», доказывает ошибочность теории Раскольникова, от которой тот ещё не отвернулся. Герой не раскаивается, он сожалеет лишь о том, что сумел вынести преступления и сознался. Однако и сам Раскольников относится к каторжанам высокомерно, с отчуждением. Нескрываемым равнодушием, гордым умом герой ещё больше провоцирует их на ненависть: «Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась...».
Именно такое поведение героя заставляет каторжан видеть нем безбожника: «Ты в бога не веруешь! — кричали ему. — Убить тебя