В1830 году а. с. пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «повести белкина» . они написаны точным, ясным и лаконичным языком. из «повестей белкина» исключительное значение для дальнейшего развития имел «станционный смотритель» . правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими писателями галерею «бедных людей» , униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности. именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя самсона вырина. у него была единственная любимая дочь — разумная и проворная дуня, отцу в работе на станции. она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину» , буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика» . в конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: « беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать» . его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет» , и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. самсон вырин сам разрешил дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление» , а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне» . дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «дуня с той станции отправилась далее с гусаром» . старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти дуню. самсон вырин поехал в петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр минский не отдал ему дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но дуня, увидев его, упала в обморок, а минский опять выгнал его. в трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. минский считал естественным для себя просто увезти дуню (и даже не попросить ее руки у отца) , и выгнать старика, и накричать на него. трагедия самсона вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. из рассказа видно, что минский действительно любил дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «прекрасная барыня.. ехала.. в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей» . узнав, «что старый смотритель умер.. она заплакала» и пошла на кладбище. в трагической судьбе отца дуня тоже виновата. она бросила его, поступила не по-человечески. я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый. простыми и понятными словами пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека — станционного смотрителя самсона вырина, и мне жаль этого
Повесть александра степановича грина “алые паруса” олицетворяет прекрасную юношескую мечту, которая непременно осуществится, если верить и ждать. сам писатель, хоть и прожил нелегкую жизнь, неисправимый романтик. пережитые трудности отняли у писателя любовь к действительности: она казалась ему безвыходной и мрачной. он, как и главные герои повести – ассоль и артур, пытался уйти от нее, считая, что лучше жить в стране неуловимых снов, чем в жестоком мире. повесть построена на сопоставлении двух героев: ассоль и грея. ассоль – маленькая мечтательница, которая живет в своем нехитром мире, созданном ее отцом лонгреном. ее заветная мечта – увидеть корабль с алыми парусами, где будет храбрый и красивый принц, чтобы увезти ее в свое прекрасное царство. она живет этой мечтой, дышит ей, как воздухом. эти минуты счастья давали ассоль ту веру в сказку, которая рождала желание борьбы во имя великого будущего. ей было грустно возвращаться в реальность, где царят одиночество и боль, где исчезает главная потребность – способность мечтать. грей – юноша, создавший свой неизведанный мир, в котором открывается синее сияние океана. молодого человека гнетут все условности света, ему душно и тесно в фамильном замке. грей мечтает слиться с бурной стихией морской жизни и добивается своего: он покидает дом и отправляется на поиски своей сказки. еще в детстве, грей увидел картину, которая стала как бы проводником его воображения. он слышал шум ветра, всплеск воды, чувствовал соленый вкус воды на губах. это завораживала его, унося в фантастический мир приключений и грез. сбылась счастливая мечта ассоль и грея, потому что в самом отблеске парусов они встретили свою любовь. казалось бы, нехитрое повествование уводит читателя в красивую сказку, но каждый должен понимать – надо только желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться ради ее воплощения в жизнь. “алые паруса” – не только красивая сказка, но и реальный путь в ту волшебную страну, которая необходима каждому человеку.