Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева. Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…» , «Есть в осени первоначальной…» , «Осенний вечер» , «День и ночь» , «Ещё земли печален вид…» , «Как хорошо ты, о море ночное…» , «Зима недаром злится…» , «Весенние воды» , «Чародейкою Зимою…» , «Как весел грохот летних бурь…» , «Весенняя гроза» , «Неохотно и несмело…» , «Листья» и др.
Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…») . Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.
Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер» , «Ещё земли печален вид…») .
В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной… » (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело… » (1849).
Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…») . Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень» , конец 20-х годов) , но человек смертен («В небе тают облака…» , 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…» , 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.
Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…» , «Есть в осени первоначальной…» , «Осенний вечер» , «День и ночь» , «Ещё земли печален вид…» , «Как хорошо ты, о море ночное…» , «Зима недаром злится…» , «Весенние воды» , «Чародейкою Зимою…» , «Как весел грохот летних бурь…» , «Весенняя гроза» , «Неохотно и несмело…» , «Листья» и др.
Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…») . Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.
Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер» , «Ещё земли печален вид…») .
В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной… » (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело… » (1849).
Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…») . Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень» , конец 20-х годов) , но человек смертен («В небе тают облака…» , 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…» , 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.