Повествование ведётся от лица душевнобольного рассказчика, пережившего за свою жизнь крупные потрясения в течение Гражданской войны в России. В частности, герой трагически потерял своего младшего брата Николая — офицера Белой Армии, погибшего в бою. Ещё раньше, в Бердянске, герой стал свидетелем казни рабочего, приговорённого к повешению на фонаре белогвардейским генералом. Сам же рассказчик, по его словам, был отчасти повинен в совершении этого злодеяния. Эти события и стали причиной серьёзного душевного недуга одинокого рассказчика — пациента психиатрической больницы. Рассказ получил такое название в связи со смертельным ранением брата рассказчика осколком снаряда, из-за которого его голова была страшно изуродована и напоминала «красную корону» , что и отразилось в больном воображении старшего брата.
Ч. Айтматов, внимательно изучавший эпос «Манас», обнаружил, что он несет в себе следы древних (архаических) литературных традиций. Чутко уловив эти свойства эпоса, писатель приходит к следующему заключению: «Первозданный реализм переплетается со сказочной фантастикой, символизм и декларативность — с глубоким психологизмом, философия соседствует с верой в магию и волшебство, интимные чувства восходят к большим сердечным страстям, и в то же время любовь подчинена родовым и патриархальным интересам феодального коллектива. «Манас» — это огромный мир кыргызского народа, это его грандиозное художественное полотно, которое он вписал в панораму мировой культуры».
Ч. Айтматов, внимательно изучавший эпос «Манас», обнаружил, что он несет в себе следы древних (архаических) литературных традиций. Чутко уловив эти свойства эпоса, писатель приходит к следующему заключению: «Первозданный реализм переплетается со сказочной фантастикой, символизм и декларативность — с глубоким психологизмом, философия соседствует с верой в магию и волшебство, интимные чувства восходят к большим сердечным страстям, и в то же время любовь подчинена родовым и патриархальным интересам феодального коллектива. «Манас» — это огромный мир кыргызского народа, это его грандиозное художественное полотно, которое он вписал в панораму мировой культуры».